О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования бюджетных средств, направленных на устойчивое развитие сельских территорий Красноярского края

1. Исходные данные экспертно-аналитического мероприятия.

1.1. Наименование аналитической записки: «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования бюджетных средств, направленных на устойчивое развитие сельских территорий Красноярского края»

1.2. Основание для проведения мероприятия:    план  работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.

1.3.Объекты мероприятия: министерство финансов Красноярского края, министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, министерство сельского хозяйства Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, министерство образования и науки Красноярского края, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, министерство спорта Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, органы местного самоуправления (Балахтинский район, Емельяновский район, Сухобузимский район, Ачинский район, Назаровский район, Шарыповский район, Боготольский район, Дзержинский район, Канский район, Уярский район, Краснотуранский район, Шушенский район, Минусинский район) (по запросу).

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия:  январь-март 2015 года

1.5. Исследуемый период: 2011-2014 годы.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия

В  экспертно-аналитическом мероприятии   рассмотрены вопросы, решение которых характеризует развитие отдельных направлений государственной политики Красноярского края в области устойчивого развития сельских территорий:

- укрепление кадрового потенциала агропромышленного комплекса;

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- комплексная компактная застройка сельских поселений;

- развитие социальной и коммунальной инфраструктуры.

Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий реализуется в рамках федеральных нормативно-правовых актов. Однако, на федеральном уровне отсутствует нормативно-правовая база, в полном объеме регламентирующая все аспекты устойчивого развития сельских территорий. В связи с этим необходимо внесение изменений в земельное, лесное, водное, градостроительное, жилищное законодательство и иные сферы законодательства Российской Федерации в части регулирования устойчивого сельского развития.

Государственная политика органов власти Красноярского края определена в Концепции устойчивого развития сельских территорий Красноярского края на период до 2020 года и сонаправлена «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года». Отдельные направления государственной политики Красноярского края в отношении сельских территорий отражены в Законе № 17-4487, госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»), других госпрограммах края, ведомственных программах.

Нормативно-правовые акты муниципальных образований не в полной мере отражают направления государственной политики устойчивого развития сельских территорий, обозначенные в федеральном и региональном законодательстве. Программы СЭР муниципальных районов не содержат комплексного подхода к устойчивому развитию сельских территорий. Муниципальных программ, направленных на комплексное устойчивое развитие сельских территорий, нет
ни в одном муниципальном образовании, участвовавшем в экспертно-аналитическом мероприятии.

В настоящее время система управления в исследуемой области осуществляется в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» краевой государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Контроль  возложен на 7 исполнителей – отраслевые министерства Красноярского края.

Создана межведомственная комиссия по вопросам устойчивого развития сельских территорий, в состав которой включены руководители региональных органов власти, депутаты Законодательного Собрания края, представители бизнеса, главы муниципальных районов края. С 2013 года состоялось только 2 заседания.

Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на взаимодействие с Минсельхозом Российской Федерации по вопросу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,   определено министерство сельского хозяйства Красноярского края.

На момент проверки положение о министерстве  не содержало выполнения функций и осуществления полномочий по устойчивому развитию сельских территорий. Отсутствие в положениях органов исполнительной власти закрепленных полномочий в данной области приводит к межведомственной разобщенности.

За 2011-2014 годы на реализацию мер по устойчивому развитию сельских территорий Красноярского края по четырем исследуемым направлениям израсходовано 5,5 млрд  рублей, из них 72% – на развитие социальной и коммунальной инфраструктуры (3,9 млрд рублей), 21% – на улучшение жилищных условий сельского населения (1,2 млрд рублей), 5% – на укрепление кадрового потенциала (254 млн рублей), 2% – на комплексную компактную застройку сельских поселений (122 млн рублей).

Из средств, направленных на  развитие социальной и коммунальной инфраструктуры наибольший объем приходится  на развитие сети общеобразовательных организаций   – 2,8 млрд рублей (71,0%). Следует отметить, что для создания современных условий образовательного процесса в сельской местности необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию  6-7 новых школ, финансирование позволяет вводить не более 4.

В здравоохранении на 10 тыс. сельских жителей приходится всего 17 врачей, в то время как в городской местности – 66 специалистов. Наиболее остро ощущается нехватка узких специалистов (хирургов, кардиологов, офтальмологов и т.п.).

Показатели по обеспеченности больничными койками и мощности амбулаторно-поликлинических учреждений   в сельских населенных пунктах края   в 1,5-2 раза  ниже, чем в городских.

Фактическое возведение фельдшерско-акушерских пунктов покрывает только 10% потребности в них.

Немногим более 20% бюджетных средств направлено на развитие водоснабжения. При этом уровень обеспечения сельского населения качественной питьевой водой остается не удовлетворительным.

Всеми видами благоустройства на селе оборудовано лишь 11,5% жилья, водопроводом обеспечено менее 40% сельских населенных пунктов, канализацией - менее 5%.

Более 40% водопроводных и тепловых   сетей   крайне изношены и  нуждаются в замене. Ежегодно меняют не больше 4% их общей протяженности.

Государственная поддержка в области улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов осуществлялась  в сумме 1 186,3 млн рублей и за четыре года оказана 758 участникам программы по улучшению жилищных условий.

Выделяемых средств  хватает, в среднем, на обеспечение жильем лишь четверти молодых семей и молодых специалистов. При этом имеющаяся потребность в приобретении жилья в 3,5 раза выше.

Господдержка комплексной компактной застройки сельских поселений предусматривалась в рамках долгосрочной целевой программы «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях Красноярского края с целью развития жилищного строительства» на 2013-2015 годы. Ранее указанное мероприятие не реализовывалось.

В 2013 году планировалось предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам трех муниципальных образований (Боготольский,  Ермаковский и Минусинский районы) на строительство 451 жилого дома. Фактически финансирование не производилось, в связи с чем, возникла кредиторская задолженность за выполненные работы в сумме 122 млн рублей (на сегодняшний день задолженность погашена в полном объеме).

Особое значение имеет государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса края. За счет средств краевого бюджета в сумме 254,4 млн рублей господдержка оказана 917 получателям.

Наибольший объем господдержки в 2011-2014 годах приходится на субсидии на компенсацию части расходов, связанных с начислением заработной платы молодым специалистам – 115,4 млн рублей, или 63,0% и на социальные выплаты на обустройство молодым специалистам -52,1 млн рублей.

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций края квалифицированными кадрами составляет   74%.  Четверть руководителей и специалистов, от которых зависит эффективность производства, не имеют необходимого профессионального образования.

3. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам экспертно-аналитического мероприятия подготовлены следующие предложения:

Законодательному Собранию Красноярского края:

- рассмотреть вопрос о принятии нормативно-правового акта края, определяющего основные направления и единый перечень показателей, всесторонне характеризующих устойчивость развития сельских территорий Красноярского края.

Правительству Красноярского края:

- определить приоритеты развития агропромышленного комплекса края;

- актуализировать меры государственной поддержки с учетом приоритетных задач устойчивого развития сельских территорий Красноярского края;

- определить министерство, ответственное за ведение мониторинга индикаторов устойчивого развития сельских территорий края и финансового обеспечения мероприятий по их достижению.

4. Принятые решения по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края разработана Стратегия развития агропромышленного комплекса на 2014-2020, 2025, 2030 годы. Стратегия предполагает как развитие сельскохозяйственного производства, так и реализацию мер по устойчивому развитию сельских территорий.

Вопрос о реализации предложений находится на контроле в Счетной палате.

Please publish modules in offcanvas position.