Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

1. Исходные данные о экспертно-аналитическом мероприятии.

1.1. Наименование экспертно-аналитического мероприятия:

«Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», «Мониторинга эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

1.2. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункты 1.4.7, 1.4.13 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год.

1.3. Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

Правительство Красноярского края, государственные заказчики, краевые казенные, бюджетные, автономные учреждения, ТФОМС Красноярского края, агентство государственного заказа Красноярского края, министерство финансов Красноярского края, министерство экономического развития, инвестиционной политики Красноярского края, краевые государственные автономные учреждения, краевые государственные унитарные предприятия, хозяйствующие общества, в  уставном капитале которых доля участия Красноярского края в совокупности превышает пятьдесят процентов (ОАО «Красноярскнефтепродукт», КГАУ «Центр спортивной подготовки», КГАУ «Лесопожарный центр», КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

1.4. Период проведения экспертно-аналитического мероприятия: с января по декабрь 2016 года.

1.5. Исследуемый период: 2015, январь-октябрь 2016 года.

2. Основные выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия

Существующая в крае система управления закупками не в полной мере обеспечивает комплексность, функциональность, надежность и прозрачность всех закупочных процессов. Это не может не отражаться на эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупки.

Фактический объем закупок для государственных и муниципальных нужд в Красноярском крае в 2016 году составил порядка 80 млрд рублей, в том числе для государственных нужд – 43 млрд рублей, для муниципальных нужд – 37 млрд рублей.

В 2016 году в  регионе контролирующими органами проверено более 20 тысяч закупок. Почти четверть из них осуществлена с нарушением законодательства. Счетной палатой Красноярского края проверено 894 закупки на общую сумму 5,7 млрд рублей, выявлено 952 нарушения, из них 718 - финансовых (75,5%) на общую сумму 445,7 млн рублей. Выявляемые нарушения по результатам аудита в сфере закупок охватывают все этапы закупочного цикла, начиная с планирования и организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов.

Фактический объем закупок отдельными видами юридических лиц в Красноярском крае за 2016 года составил более 5 млрд рублей. В результате проведения экспертно-аналитического мероприятия проверено 403 закупки на общую сумму 2,1 млрд рублей.

Нарушения законодательства в сфере закупок отдельными видами юридических лиц выявлены в 163 закупках. Счетной палатой Красноярского края направлено 9 представлений объектам контроля (аудита), подготовлено предписание по результатам проверки объекта аудита о выявлении финансового нарушения на сумму 615,5 тыс. рублей.

3. Основные нарушения (недостатки), выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия

Счетной палатой Красноярского края выявлены факты необоснованного завышения заказчиками начальной (максимальной) цены контрактов, так же отсутствие обоснований цены контракта. Не своевременное размещение на сайте закупок планов-графиков.

При осуществлении закупок заказчиками нередко допускались нарушения закона о контрактной системе, влекущие ограничение конкуренции. Так, были установлены факты принятия неправомерных решений, которые признавали заявки участников закупок не соответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.

Нарушалось законодательство о контрактной системе при приемке выполненных работ, не предъявлялась пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту, не размещались отчеты об исполнении контракта в единой информационной системе. Заказчиками допускались нарушения требований закона о контрактной системе, влекущие неэффективное и неправомерное расходование бюджетных средств.

Основными причинами выявленных нарушений в сфере закупок остаются несовершенная система управления, отсутствие стандартов и методических рекомендаций, а также низкая исполнительская дисциплина и  недостаточная квалификация должностных лиц, ответственных за  осуществление этого процесса.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

На момент проверки Правительством Красноярского края частично устранены замечания и недостатки, отраженные в утвержденном в 2015 году Заключении о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы». По результатам экспертно-аналитического мероприятия Правительству края направлены предложения.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края:

принять Порядок осуществления контроля соблюдения Закона о контрактной системе соответствующими органами внутреннего государственного финансового контроля.

решить вопрос централизации закупок стоимостью более пятисот тысяч рублей посредством передачи полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченному органу Красноярского края, в целях снижения количества нарушений требований действующего законодательства, о контрактной системе, допускаемых заказчиками при проведении закупочных процедур.

принять порядок осуществления взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, в том числе посредством внедряемой автоматизированной информационной системы.

Агентству государственного заказа Красноярского края, с целью методического сопровождения участников контрактной системы края, разработать типовые формы документов (типовое положение о контрактной службе заказчика, типовую должностную инструкцию контрактного управляющего, типовые контракты и т.д.) и разместить в автоматизированной информационной системе.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством края и агентством государственного заказа Красноярского края представлена информация об устранение выявленных недостатков.

Please publish modules in offcanvas position.