Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Канска (включая проверку годового отчета об исполнении местного бюджета)

Рассмотрен коллегией Счетной палаты Красноярского края (протокол от 28.04.2017 №6)

1. Исходные данные.

1.1. Наименование мероприятия: «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Канска (включая проверку годового отчета об исполнении местного бюджета)».

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.1.5.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.

1.3. Объекты мероприятия: администрация города Канска, ее структурные подразделения, получатели средств бюджета.

1.4. Период проведения мероприятия: февраль – март 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Экономика города Канска представлена организациями, осуществляющими различные виды экономической деятельности.

Ресурсами для развития предпринимательства являются высокий образовательный уровень населения города, наличие свободных городских земель, водных ресурсов, собственных источников энергии.

Город имеет развитую сеть наземных транспортных коммуникаций (железнодорожная станция Канск-Енисейский Транссибирской железнодорожной магистрали, автодорога федерального значения «Байкал») и взлетно-посадочную полосу для малой авиации.

Получившая развитие в городе первичная обработка деловой древесины в отсутствие мощностей по переработке (утилизации) отходов создает негативный экологический и социальный эффекты.

Стратегия развития города находится в стадии формирования. Инструменты долгосрочного бюджетного планирования не применяются.

Сохраняются социальные проблемы города: уровень безработицы выше краевого уровня, износ жилого фонда, социальной и коммунальной инфраструктуры.

Установлены недостатки принятых органами местного самоуправления муниципальных правовых актов.

Превышение предельной численности работников органов местного самоуправления города, дублирование полномочий, наделение казенного учреждения вопросами, не отнесенными законодательством к компетенции казенного учреждения, свидетельствует о необходимости оптимизации структуры и штатной численности органов местного самоуправления.

Механизмы оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений в зависимости от результативности и эффективности их деятельности не применяются.

Установлены нарушения законодательства при расходовании органами местного самоуправления города Канска средств в сумме 654,2 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета – 465,8 млн рублей, местного бюджета – 29,6 млн рублей, иные источники средств – 158,8 млн рублей. Из них средства в сумме 12,5 млн рублей подлежат возврату в краевой бюджет.

Установлены коррупционные риски, выразившиеся в длительном непринятии должностными лицами (председателем МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска», заместителем главы города по правовому и организационному обеспечению, управлению муниципальным имуществом и градостроительству – начальником управления архитектуры и инвестиций администрации города Канска, начальником  МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска», главой города Канска, директором МУП «Канский Электросетьсбыт»):

решения по объекту «Тепломагистраль ТМ 1А в городе Канске», признанному в 2016 году бесхозяйным, а также о взыскании задолженности АО «Канская ТЭЦ» перед МУП «Канский Электросетьсбыт» за услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

мер по возврату средств, предоставленных ЗАО «КМЗ «Сегмент»;

претензионной работы в отношении ООО «Сибрегионстрой» и ООО «Красинж», выполнявших работы по разборке многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации[1], Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае»[2] и соглашения, заключенного между министерством финансов края  и администрацией города Канска от 23.12.2015 № 1/12-16, в 2016 году превышена предельная численность работников органов местного самоуправления города    на 2 единицы за счет работников, которые не относятся к работникам  по охране, обслуживанию административных зданий (начальник отдела по транспортному обеспечению и обслуживанию административных зданий администрации города Канска, заведующий хозяйством в МКУ «Финансовое управление администрации города Канска»).

Должность начальника отдела по транспортному обеспечению  и обслуживанию административных зданий, кроме того, не предусмотрена квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих[3], являющимся основанием для учреждения должности и установления оплаты труда[4].

Расходы на оплату труда указанных единиц составили 570,6 тыс. рублей, начисления на выплаты по оплате труда 171,2 тыс. рублей.

Решение городского Совета депутатов от 16.01.2006 № 12-108 «О реестре должностей муниципальной службы города Канска» не соответствует Закону края от 27.12.2005 № 17-4354 «О реестре должностей муниципальной службы»:

содержит наименования должностей «начальник управления», «заместитель начальника управления» вместо наименований должностей «руководитель структурного подразделения местной администрации», «заместитель руководителя структурного подразделения местной администрации»;

содержит отсутствующие в Законе края наименование должностей «председатель комитета», «заместитель председателя комитета».

Анализ механизмов оплаты труда муниципальных служащих в зависимости от результативности и эффективности их деятельности показал, что в городе Канске соответствующие механизмы не применяются, что не соответствует положениям Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р.

В должностных инструкциях муниципальных служащих города показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности утверждены формально (отсутствуют критерии оценки).

В нарушение Закона края от 24.04.2008 № 5-1565«Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае»[5] специалист в муниципальном казенном учреждении «Управление строительства  и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска»  не соответствует квалификационным требованиям для замещения муниципальной должности в части уровня профессионального образования.

В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации[6] четырьмя главными распорядителями бюджетных средств не реализованы полномочия  по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита[7].

В рамках государственной программы края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 508-п, а также в соответствии с соглашением о взаимодействии по реализации в 2015 году Закона края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон края № 9-4225), заключенным министерством образования и науки края и администрацией города Канска от 29.02.2016 № 6 (далее – соглашение от 29.02.2016 № 6) в бюджет города перечислены средства субвенции в сумме 58 601,7 тыс. рублей.

Указанные средства направлены на приобретение 49 жилых помещений для последующего обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приобретение жилых помещений осуществлено на основании 49 муниципальных контрактов, заключенных МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» и физическими лицами на общую сумму 58 601,7 тыс. рублей.

В нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации[8], Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[9] и постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» 49 жилых помещений для детей-сирот не включены  в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, и использованы в качестве специализированных жилых помещений для детей-сирот без отнесения их к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В нарушение Закона края № 9-4225[10] министерством образования края в 2016 году не осуществлялся контроль за реализацией органами местного самоуправления города Канска переданных государственных полномочий  по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей.

При проведении процедур закупок на сумму 58 601,7 тыс. рублей не соблюдены требования Закона о контрактной системе: при определении  и обосновании начальной (максимальной) цены 43-х муниципальных контрактов. Заказчиком (МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска») применен нормативный метод вместо метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка)[11], что привело к увеличению начальной (максимальной) цены контрактов на суммы от 125,9 тыс. рублей до 271,8 тыс. рублей по одному контракту, что в целом составляет 12 455,7 тыс. рублей[12].

Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Канску в 2016 году, рассчитанная на основании данных четырех агентств недвижимости города Канска, полученных по запросам Счетной палаты края, составляет 28 тыс. рублей.

Стоимость одного квадратного метра общей площади приобретенного жилья составила 35,7 тыс. рублей.

Канской межрайонной прокуратурой Красноярского края отмечен факт превышения МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» стоимости квартир, сформированной нормативным методом начальной (максимальной) цены контракта, над ценами, предлагаемыми к продаже участниками отдельных электронных аукционов по приобретению жилых, благоустроенных помещений в муниципальную собственность для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При использовании средств субвенции в сумме 12 455,7 тыс. рублей не соблюдено условие соглашения от 29.02.2016 № 6 (пункт 2.3.5), допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Средства субвенции подлежат возврату в краевой бюджет.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению
к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Счетной палатой Красноярского края направлено представление главе города Канска.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес прокуратуры Красноярского края, ГУ МВД РФ по Красноярскому краю. Информация о выявленных нарушениях направлена в адрес службы финансово-экономического контроля и контроля в  сфере закупок Красноярского края, министерства финансов Красноярского края.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформированы предложения министерству финансов Красноярского края рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Красноярского края  от 08.12.2016 № 2-195 «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» в части исключения цели предоставления бюджетных кредитов – «на покрытие дефицитов местных бюджетов».

Министерству образования Красноярского края подготовить проект Закона Красноярского края о внесении изменений в Закон Красноярского края  24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части определения расчетной потребности муниципального района или городского округа в средствах на приобретение жилых помещений для детей-сирот, исключив возможность использования показателя «средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном районе или городском округе края, утвержденная органом местного самоуправления на 1 квартал года, предшествующего планируемому».

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

В ходе проверки, в целях устранения выявленных нарушений  в муниципальные правовые акты внесения изменений – приобретенные за счет средств краевой субсидии жилые помещения отнесены к специализированному жилищному фонду для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В реестре муниципальной собственности города Канска определен вид жилого помещения – квартира специализированного жилищного фонда для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос об устранении других выявленных нарушений находится  2017-06-06на контроле в Счетной палате Красноярского края.


[1] Пункт 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

[2] Пункт 61 статьи 6 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае».

[3]Постановление Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

[4]Статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации.

[5] Пункт 2 статьи 2 Закона края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

[6] Статья 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

[7] МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Канска», отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации города Канска, управление архитектуры и инвестиций администрации города Канска, отдел культуры администрации города Канск.

[8] Статьи 92, 98.1, 103 и 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

[9] Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[10] Статья 5 Закона края № 9-4225.

[11] Статьи 22, 49 Закона о контрактной системе.

[12] Сумма превышения сопоставима со стоимостью 13 квартир в городе Канске.

Please publish modules in offcanvas position.