Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Ужурского района (включая проверку годового отчета об исполнении местного бюджета)

Рассмотрен коллегией Счетной палаты Красноярского края (протокол от 09.11.2016 года № 12)

1. Исходные данные.

1.1. Наименование мероприятия: «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Ужурского района (включая проверку годового отчета об исполнении местного бюджета)».

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.5.7 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, пункт 2.1.5.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 10.07.2015 № 1929-и-ЗС.

1.3. Объекты мероприятия: администрация Ужурского района и ее структурные подразделения, получатели средств бюджета.

1.4. Период проведения мероприятия: декабрь 2016 – февраль 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Ужурский район обладает конкурентными преимуществами, связанными с наличием значительных земельных ресурсов с высоким естественным плодородием почв, обеспеченностью трудовыми ресурсами, наличием необходимой для ведения сельского хозяйства инфраструктуры, размещением на территории района предприятий – лидеров отрасли.

Опережающее развитие сельского хозяйства района определяется проводимой политикой импортозамещения и государственной поддержкой субъектов агропромышленного комплекса.

Доля государственной поддержки, оказываемая субъектам агропромышленного комплекса Ужурского района, в общем объеме государственной поддержки Красноярского края – 10,3%. Доля производства сельскохозяйственной продукции Ужурского района в общем объеме производства сельскохозяйственных организаций края составляет по производству зерна – 20,3%, молока – 12,6%, мяса скота и птицы на убой – 7,5%.

Сохраняются социальные проблемы района: высокий уровень безработицы (2,6%, в целом по краю – 1,2%), низкая среднемесячная заработная плата (24,9 т.р., по краю – 36,1 т.р.). Ограничен доступ населения района к медицинским услугам, культурным благам и занятиям физической культурой и спортом. Слабо развит строительный рынок. При этом социологические опросы населения выявили удовлетворенность 70,7% респондентов деятельностью органов местного самоуправления, что выше среднего по краю уровня (47,7%).

Установлены недостатки муниципальных правовых актов.

Превышение предельной численности работников органов местного самоуправления района, дублирование полномочий, наделение казенного учреждения вопросами, не отнесенными законодательством к компетенции казенного учреждения, свидетельствует о необходимости оптимизации структуры и штатной численности органов местного самоуправления.

Установлены нарушения законодательства при расходовании органами местного самоуправления Ужурского района средств в сумме 78,4 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета – 68,6 млн рублей, местного бюджета – 9,8 млн рублей, внебюджетных средств – 0,02 млн рублей. Из них средства в сумме – 0,8 млн рублей подлежат возмещению в краевой бюджет.  Не эффективно использованы средства краевого бюджета в сумме 2,9 млн рублей, местного бюджета – 0,4 млн рублей.

Установлены коррупционные риски, обусловленные отсутствием внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, контроля  за деятельностью муниципальных казенных и бюджетных учреждений; муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Группа взаимозависимых юридических лиц являлись основными исполнителями работ по муниципальным контрактам  на проведение капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, здания МБОУ «Ужурская СОШ №6», при расходовании средств резервного фонда Ужурского района, а также арендаторами и концессионерами объектов жилищно-коммунального хозяйства района.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации[1], Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае»[2], Соглашения, заключенного между министерством финансов края и администрацией района от 25.12.2016 № 38/12-16 на 8 единиц превышены показатели предельной численности, установленные постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.11.2006 № 348-п  «О формировании прогноза расходов консолидированного бюджета Красноярского края на содержание органов местного самоуправления  и муниципальных органов».

В нарушение положений Закона края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы  в Красноярском крае»[3] два специалиста финансового управления района не соответствуют квалификационным требованиям для замещения муниципальных должностей в части уровня профессионального образования.

В рамках государственной программы края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 508-п[4],  в соответствии с постановлением Правительства края от 22.01.2015№ 24-п[5] и соглашением, заключенным между министерством образования края и администрацией Ужурского района[6], в бюджет района перечислены средства субсидии в 2015 году в сумме 17 470,2 тыс.рублей при долевом участии получателя в финансировании в сумме 1 663,7 тыс. рублей, в 2016 году в сумме 16 884,6 тыс. рублей при долевом участии получателя в финансировании в сумме 1 876,1 тыс. рублей.

Средства субсидии использованы в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным администрацией Ужурского района с ООО «КрасСтройКом», на оплату выполненных работ по проведению капитального ремонта здания МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 6».

Муниципальный контракт исполнен с нарушениями требований Закона  о контрактной системе в сумме 35 397,4 тыс. рублей (31 857,6 тыс. рублей – краевой бюджет, 3 539,8 тыс. рублей – местный бюджет).

Помимо указанной субсидии на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 6» направлено 11 428,1 тыс. рублей (10 987,4 тыс. рублей краевой бюджет, 440,7 тыс. рублей местный бюджет) в рамках государственной программы края «Содействие развитию местного самоуправления», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 517-п[7] и 8 687,8 тыс. рублей (местный бюджет) в рамках муниципальной программы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования Ужурского района», утвержденной постановлением администрации Ужурского района от 28.10.2013 № 996.

Расходы в сумме 20 115,9 тыс. рублей (10 987,4 тыс. рублей – краевой бюджет, 9 128,5 тыс. рублей – местный бюджет) на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 6» осуществлены в соответствии с 24 муниципальными контрактами, заключенным администрацией Ужурского района и МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 6»  с 11 подрядчиками.

Из них 10 муниципальных контрактов на сумму 3 347,1 тыс. рублей (2 987,1 тыс. рублей – краевой бюджет, 360,0 тыс. рублей – местный бюджет) заключены с единственным поставщиком – ООО «Ужурский сервисцентр» путем «дробления закупок» стоимостью, приближенной к 400 тыс. рублей. Работы проводились на одном и том же объекте (здание МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 6»), все работы по 10 контрактам технически и (или) функционально дополняют друг друга. Указанные факты свидетельствуют об уклонении заказчика от проведения конкурентных процедур, выборе ненадлежащего способа закупки, и  несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Администрацией Ужурского района не подтверждено документально соблюдение пункта 2.3.8 соглашения – обеспечить ввод в эксплуатацию здания МАОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 6» в срок  до 30.04.2016. Согласно муниципальным контрактам и актам выполненных работ (КС-2) работы по капитальному и текущему ремонту были закончены 31.08.2016.

В рамках государственной программы края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 508-п,  а также в соответствии с соглашением от 10.05.2016, заключенным между министерством образования края и администрацией района, в  2016 году в бюджет района перечислены средства субсидии на организацию отдыха детей и их оздоровление, а также на оплату стоимости набора продуктов питания или готовых блюд и их транспортировку в лагеря с дневным пребыванием детей  и на оплату стоимости путевок для детей в краевые государственные  и негосударственные организации отдыха детей и их оздоровления в сумме 3 495,8 тыс. рублей при долевом участии получателя в финансировании  в сумме 1 501,1 тыс. рублей.

В нарушение положения о порядке организации деятельности  по распределению путевок в загородные оздоровительные лагеря в летний период 2016 года детям, состоящим на различных видах профилактического учета, из малообеспеченных семей, детям, находящимся под опекой (попечительством), детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучающимся  в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования Ужурского района, проживающим на территории муниципального образования Ужурского района, приложение 1 к протоколу от 04.05.2016 № 1 (решение комиссии) не соответствует утвержденному приложению 2  к положению (отсутствуют столбцы «количество членов семьи», «льготная категория», «примечание»).

4 невостребованные путевки распределены Муниципальным казенным учреждением «Управление образованием Ужурского района» в отсутствии порядка.

В рамках государственной программы края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 503-п, а также в соответствии с соглашением от 06.06.2016 № 53,  заключенным между министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства края и администрацией района, в  2016 году в бюджет района перечислены средства субсидии на финансирование (возмещение) расходов по  капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в сумме 14 009 тыс. рублей при долевом участии получателя в финансировании  в сумме 143,1 тыс. рублей.

Средства субсидии использованы в соответствии с муниципальными контрактами, заключенными с ООО «Ужурский сервисцентр» (пять контрактов)  и ООО «Котельный завод энергоальянс» (два контракта), на выполнение капитального ремонта: тепловых и водопроводных сетей в с. Кулун, п. Златоруновск, тепловых сетей в г. Ужуре, водопроводных сетей в п. Озеро Учум, котельных в п. Златоруновск, п. Приреченск, п. Озеро Учум.

Муниципальные контракты исполнены с нарушениями требований Закона    о контрактной системе, в частности, по пяти муниципальным контрактам  не соблюдены сроки оплаты выполненных работ, в результате этого у поставщика возникло право требования уплаты неустойки в соответствии с  Законом  о контрактной системе, что свидетельствует о неэффективном осуществлении закупочной деятельности.

В нарушение условий договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности МО Кулунский сельсовет Ужурского района, заключенных муниципальным образованием Кулунский сельсовет с ООО «Ужурское ЖКХ» 18.11.2014 № 4, № 5, капитальный ремонт тепловых и водопроводных сетей неправомерно осуществлен за счет бюджетных средств в размере 768,1 тыс. рублей (краевой бюджет – 760,5 тыс. рублей, местный бюджет – 7,6 тыс. рублей).

В нарушение положений Гражданского кодекса Российской Федерации  и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»[8] концессионное соглашение от 13.12.2016 б/н, заключенное Приреченским сельсоветом с ООО «ЖКХ Ужурского района», не зарегистрировано, в связи  с чем обязанность концендента по передаче концессионеру прав владения и  пользования объектами считается неисполненной и предполагает риски в виде дополнительных расходов местного бюджета на содержание указанных объектов.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Счетной палатой Красноярского края направлено представление главе Ужурского района.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес прокуратуры Красноярского края, ГУ МВД РФ по Красноярскому краю. В адрес министерства финансов Красноярского края направлено уведомление   о применении бюджетных мер принуждения в отношении администрации Ужурского района, предусмотренных статьей 3062 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформированы предложения министерству образования, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министерству транспорта, министерству спорта Красноярского края предложено устранить нарушения, допущенные при исполнении полномочий ответственного исполнителя государственной программы Красноярского края в части осуществления контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных государственных полномочий и распоряжении средствами краевого бюджета.

Администрации Ужурского района предложено отразить мероприятия социально-экономического развития района в рамках муниципально-частного партнерства в стратегии социально-экономического развития Ужурского района до 2030 года.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контролев Счетной палате Красноярского края.


[1] Пункт 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

[2] Пункт 61 статьи 6 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае».

[3] Пункт 2 статьи 2 Закона края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

[4] Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п  «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования».

[5] Постановление Правительства Красноярского края от 22.01.2015 № 24-п «Об утвеждении списка победителей конкурсного отбора муниципальных образований Красноярского края – получателей субсидии на проведение реконструкции или капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций Красноярского края, находящихся в аварийном состоянии, в 2015-2016 годах».

[6] Соглашение о предоставлении субсидии на проведение реконструкции или капитального ремонта зданий образовательных организаций Красноярского края, находящихся в аварийном состоянии от 16.02.2015.

[7] Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 517-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления».

[8] Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Please publish modules in offcanvas position.