Проверка результативности использования средств, направленных на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка результативности использования средств, направленных на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и  организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (от 15.07.2016 № 1865-и-ЗС).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство образования Красноярского края (включая органы опеки и попечительства, краевые государственные казенные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: январь – март 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

По состоянию на 01.01.2017 в Красноярском крае проживало 15 276 детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей. По сравнению с 2012 годом наметилась положительная тенденция сокращения общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения численности детей, находящихся на воспитании в семьях. При этом увеличилась численность детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых под опеку (попечительство) на  возмездной основе по договору о приемной семье с  2 206  детей до  3 787 детей.

Сеть детских домов представлена 30 учреждениями, в которых проживало 1 546 воспитанников. В общей численности воспитанников государственных детских домов 48,3% – дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Государственные детские дома укомплектованы воспитанниками на  86,5%, имелось 234 свободных места.

Источником финансового обеспечения деятельности органов опеки, детских домов являются средства краевого бюджета.

Норматив численности работников органов опеки в Красноярском крае не утвержден. Для доведения штатной численности специалистов органов опеки до  рекомендуемой министерством образования и науки Российской Федерации численности требуется дополнительно предусмотреть 345 единиц.

В 2016 году на обеспечение деятельности органов опеки направлено 149 579,4 тыс. руб., расходы по детским домам составили 1 172 567,9 тыс. руб., из  них 1 127 878,2 тыс. руб. – расходы на обеспечение деятельности детских домов.

Расходы краевого бюджета на содержание одного специалиста органов опеки в среднем составили 650,6 тыс. руб. в год, на содержание одного воспитанника детского дома – 737,3 тыс. руб.

На меры поддержки гражданам, принявшим на  воспитание детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, израсходовано 2 232 542,2 тыс. руб., численность получателей составила 16 882 чел.

О недостаточной эффективности работы органов системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних свидетельствует динамика показателей: увеличение численности детей, в отношении которых отменены решения о передаче ребенка в  семью, увеличение численности детей, родители которых ограничены в своих правах. Также результаты проверок органов опеки, проведенных министерством образования Красноярского края, и Оценка качества выполнения государственных полномочий органами местного самоуправления, свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, и необходимости усиления контроля за их исполнением.

Не принимаются своевременные и действенные меры по организации на  межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав. Отсутствует система сопровождения замещающих семей, психолого-педагогическая помощь оказывается несвоевременно, что приводит к вторичному сиротству.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Анализ нормативной правовой базы выявил недостатки нормативного правового регулирования в рассмотренной сфере, в том числе Закон Красноярского края от  22.10.1997 № 15-590 «Об организации работы по опеке и попечительству в  Красноярском крае» не соответствует действующему законодательству, Закон Красноярского края от 28.04.2005 № 14-3365 «Об  организации работы по  патронатному воспитанию в Красноярском крае» направленный на развитие патронатных форм воспитания, не применяется в  течение пяти лет.

В нарушение статей 3 и 6 Федерального закона об опеке в структуре исполнительных органов государственной власти Красноярского края актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не созданы органы опеки и попечительства, за органами исполнительной власти статус и  полномочия органа опеки и попечительства не закреплены.

Полномочия органов опеки, предусмотренные статьями 28, 102, 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации не включены ни в Закон края о  наделении государственными полномочиями по опеке, ни  в  Положение о  министерстве образования Красноярского края, утвержденное постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п.

Правительством Красноярского края не установлен Порядок расходования местными бюджетами субвенций из  бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (субвенций на содержание органов опеки), что не соответствует требованиям пункта 6 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ (является коррупционным риском).

В нарушение статьи 6 Федерального закона от  27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и  Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.03.2012 № 91-п, не утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (является коррупционным риском).

В нарушение статьи 6 Закона края о  наделении государственными полномочиями по опеке не определена форма и сроки предоставления отчета органов местного самоуправления об использовании субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий (является коррупционным риском).

Не определен порядок учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших военную службу по призыву и  уволенных с  нее в запас военными комиссариатами края, которым предоставляется единовременная денежная выплата, предусмотренный подпунктом 15 пункта 3.2 о  министерстве образования Красноярского края, утвержденное постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и  предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере, включая организацию работы по  скорейшей актуализации Закона Красноярского края от 22.10.1997 № 15-590 «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае»;

рассмотреть вопрос доведения штатной численности органов опеки в  муниципальных образованиях Красноярского края до рекомендованной министерством образования и науки Российской Федерации численности, объективно необходимой для осуществления переданных государственных полномочий;

рассмотреть вопрос введения меры поддержки приемных семей при условии воспитания семи и более детей, в форме предоставления жилых помещений.

Министерству образования Красноярского края предложено:

по разработке и утверждению административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам информации из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

проведению анализа и разработке комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию расходов краевого бюджета по содержанию детских домов;

по устранению выявленных нарушений и недостатков в министерстве образования Красноярского края и в краевых государственных учреждениях, и  принятию мер по их недопущению в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

После утверждения структуры исполнительных органов государственной власти края в целях организации и осуществления деятельности по опеке и  попечительству будет рассмотрен вопрос о возможности признания утратившим силу Закона Красноярского края от 22.10.1997 № 15-590 «Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае».

Разработан проект закона края, предусматривающий признание утратившим силу Закона Красноярского края от 28.04.2005 № 14-3368 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» и подготовлены соответствующие изменения в Закон Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1089 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и  городских округов края государственными полномочиями по организации и  осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

Вопрос введения меры поддержки приемных семей, воспитывающих семь и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме предоставления жилых помещений и увеличения штатной численности работников органов опеки рассматривается Правительством края, оценивается финансовая составляющая.

Согласно информации министерства образования Красноярского края разработан проект приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством образования Красноярского края государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан». В настоящее время регламент проходит процедуру согласования, регламент планируется принять в III квартале 2017 года.

По состоянию на 01.06.2017[1] министерством образования Красноярского края 11 нарушений устранены и утвержден план мероприятий по устранению всех нарушений и недопущению их в дальнейшем со сроком реализации до 31.12.2017.

 

[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

Please publish modules in offcanvas position.