Проверка обоснованности нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка обоснованности нормативов обеспечения реализации основных и  дополнительных общеобразовательных программ в расчете на  одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.1 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2018 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (от  10.07.2017 № 3636-и-ЗС).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство образования Красноярского края.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: январь – март 2018 года.

1.5. Проверяемый период: 2017 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Федеральным законодательством обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в  образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к  полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок расчета базовых нормативов подушевого финансирования, базовых нормативов обеспечения на один класс (класс-комплект) в части расходов на  оплату труда педагогических работников не обеспечивает выполнение требования части 3 статьи 99 Федерального закона об образовании, предусматривающего включение расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в нормативы не  ниже уровня средней заработной платы в  соответствующем субъекте Российской Федерации, на  территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О  мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по  доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в  субъекте Российской Федерации обеспечивается за счет нагрузки на  педагогического работника в связи с не укомплектованностью штата педагогических работников.

Образовательные организации испытывают недостаток специалистов для оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ.

В ходе контрольного мероприятия недостаток средств краевого бюджета на  2018 год в объеме субвенций местным бюджетам оценен в размере 9 889 млн руб., в том числе в нормативах не  учтены расходы на  заработную плату (с учетом начислений на выплаты по оплате труда) исходя из средней заработной платы по краю, в сумме 5 381 млн руб.

Утверждение нормативов ниже обязательных значений создает риски ненадлежащего выполнения полномочий органов государственной власти Красноярского края в  части обеспечения государственных гарантий прав на  получение общедоступного общего образования и дополнительного образования детей в образовательных организациях.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Количество ставок должностей педагогических работников, а также сурдопереводчиков, сурдотифлопереводчиков, инструкторов по лечебной физкультуре, работающих за рамками базисного учебного плана, в зависимости от категории детей с ОВЗ, определено Порядком расчета нормативов обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п,  ниже требуемого количества работающих с детьми с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам педагогических работников, установленного пунктом 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.

Порядок расчета базовых нормативов подушевого финансирования, базовых нормативов обеспечения на один класс (класс-комплект) в части расходов на оплату труда педагогических работников не обеспечивает выполнение требования части 3 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации», предусматривающего включение расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в нормативы не ниже уровня средней заработной платы в  соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Утвержденные значения количества часов в неделю по базисному учебному плану, по учебному плану по адаптированным программам при получении начального общего образования и основного общего образования не позволяют обеспечить осуществление внеурочной деятельности в объеме, предусмотренном федеральными государственными образовательными стандартами.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и  предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено

рассмотреть возможность внесения изменения в Порядок расчета для минимизации недостатка финансирования;

обратить внимание на дефицит кадров специалистов для оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Организовать работу по доведению штатной численности специалистов до нормативной величины.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края сообщено следующее.

Внесение изменений в Порядок расчета, по оценке Счетной палаты Красноярского края, потребует около 9,9 млрд рублей дополнительных средств краевого бюджета, или 56,9% от объема субвенции, направляемой бюджетам муниципальных образований края на получение общего образования. В связи с  этим в условиях дефицита краевого бюджета предлагается выполнение требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации», осуществить поэтапно.

Количество часов на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана (не менее 5 часов на каждый класс, реализующий адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ) в Порядок расчета ввести в течение трех лет: с 1 сентября 2019 года - для первых и вторых классов; с 1 сентября 2020 года - для третьих; с 1 сентября 2021 года - для четвертых. Часы внеурочной деятельности (5 часов) будут реализованы за счет иных форм школьной работы в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296.

Вопрос выделения из краевого бюджета средств на введение часов на  реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана в течение трех лет дополнительно в объеме 1 635,8 млн рублей, в том числе: в 2019 году – 212,2 млн рублей, в 2020 году – 668,8 млн рублей, в 2021 году – 754,8 млн рублей, будет рассмотрен при формировании краевого бюджета на  2019-2021 годы в  установленном порядке.

При корректировке краевого бюджета в течение 2018 года на увеличение норматива обеспечения учебниками и учебными пособиями планируется дополнительно выделить 165 млн рублей, что позволит обеспечить в полном объеме обучающихся учебными изданиями.

В условиях действующих нормативов размер потребности для полного охвата коррекционной помощью всех нуждающихся детей с ОВЗ составляет 980 специалистов. Министерство образования Красноярского края совместно с  ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (далее - КГПУ), ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (далее - СФУ) осуществляет работу по подготовке в Красноярском крае специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов). Из указанных учреждений высшего образования в  образовательные организации Красноярского края в 2017/2018 учебном году поступило на работу 175 специалистов. С целью увеличения численности специалистов Губернатором Красноярского края направлено письмо от 25.01.2017 в Министерство образования и науки Российской Федерации по  увеличению бюджетных мест в КГПУ по направлению подготовки «специальное (дефектологическое) образование». В 2018 году будет подготовлено повторное письмо по данному вопросу. В 2018 году в КГПУ дополнительно открыто две магистерских программы по подготовке учителей-логопедов и одна программа по подготовке специалистов инклюзивного образования.

КГАОУ ДФО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» оптимизирует деятельность в части увеличения курсов повышения квалификации для педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ. Ежегодно на курсах повышения квалификации будет обучаться около 1500 педагогов.

Министерством образования Красноярского края осуществляется работа с  СФУ по подготовке тьюторов (25 человек ежегодно).

Работа по минимизации дефицита кадров для оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ будет продолжена, что позволит обеспечить права детей на доступное качественное образование.

Please publish modules in offcanvas position.