Проверка результативности использования средств, выделенных на развитие и функционирование сферы социального обслуживания граждан в Красноярском крае с учетом изменения законодательства

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка результативности использования средств, выделенных на развитие и  функционирование сферы социального обслуживания граждан в Красноярском крае с учетом изменения законодательства».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.2 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство социальной политики Красноярского края (включая краевые государственные учреждения социального обслуживания).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: март – май 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

С 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об  основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривающий механизмы, расширяющие доступ негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг. Также законодательно перестроен порядок предоставления социального обслуживания.

Законом края об организации социального обслуживания в рамках полномочий, установленных Федеральным законом об основах социального обслуживания, дополнен 4 обстоятельствами федеральный перечень обстоятельств признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и определены 12 дополнительных категорий получателей социальных услуг на  бесплатной основе.

Выявленные недостатки нормативного правового регулирования свидетельствуют об исполнении не в полном объеме министерством социальной политики Красноярского края компетенций, предусмотренных Положением о министерстве социальной политики Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 30-п. Кроме того, в Красноярском крае не организовано межведомственное взаимодействие по реализации полномочий в сфере социального обслуживания граждан.

В Красноярском крае не приняты исчерпывающие меры по привлечению негосударственных организаций к  предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.

О наличии рисков невыполнения ожидаемых результатов реализации «Дорожной карты» в части привлечения негосударственных организаций к  предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания  свидетельствует невыполнение установленного плана по показателю «доля негосударственных организаций от общего количества учреждений социального обслуживания».

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Анализ нормативной правовой базы выявил недостатки нормативного правового регулирования в рассмотренной сфере.

В нарушение статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации не  установлен порядок расходования местными бюджетами субвенций из  бюджета субъекта Российской Федерации (на финансирование расходов по социальному обслуживанию населения), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Региональные нормативы градостроительного проектирования Красноярского края, утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от  23.12.2014 № 631-п, не  учитывают требования Методических рекомендаций по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в  сельской местности, утвержденных приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  05.05.2016 № 219.

Не соблюден принцип сбалансированности системы стратегического планирования, установленный частью 5 статьи 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в части сбалансированности документов стратегического планирования по показателям. Значение контрольного показателя Региональной программы повышения качества жизни граждан пожилого возраста на территории Красноярского края на 2014 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 11.11.2013 № 831-р, не соответствует значению целевого индикатора подпрограммы «Повышение качества и доступности социальных услуг» Государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п и значению контрольного показателя Плана мероприятий («дорожной картой») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Красноярского края на 2013 - 2018 годы», утвержденного распоряжением Губернатора Красноярского края от 28.02.2013 № 59-рг.

В нарушение части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения Красноярского края, утвержденный Общественным советом при министерстве социальной политики Красноярского края, не  предусматривает проведение оценки качества оказания услуг по  негосударственным организациям социального обслуживания, оказывающим государственные, муниципальные социальные услуги.

В нарушение пунктов 12, 12.2 и 12.5 Регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края в связи с  реализацией полномочий в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014
№ 598-п, государственный контроль (надзор) и оценка результатов межведомственного взаимодействия, посредством проведения плановых (внеплановых) проверок, не осуществлялись Правительством Красноярского края в отношении министерства социальной политики Красноярского края и  министерством социальной политики Красноярского края в отношении участников межведомственного взаимодействия. Министерством социальной политики Красноярского края и  Правительством Красноярского края ежегодный план проведения проверок на  очередной год в установленный срок не утверждался (в  срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок).

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер  по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и  предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере, включая организацию работы по  актуализации в короткие сроки Регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края, в связи с  реализацией полномочий в сфере социального обслуживания;

организовать работу по внесению изменений в Региональные нормативы градостроительного проектирования Красноярского края, утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 № 631-п, с  учетом требований приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  05.05.2016 № 219;

рассмотреть возможность расширения практики организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае, в том числе за счет увеличения размера ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью.

Министерству социальной политики Красноярского края предложено:

разработать меры по привлечению негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг в сфере социального обслуживания;

организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков в министерстве социальной политики Красноярского края и в краевых государственных учреждениях, и принятию мер по их недопущению в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

Правительством Красноярского края в срок до 01.11.2017 будут подготовлены проекты постановлений Правительства края:

об утверждении Порядка расходования бюджетами муниципальных образований края субвенций из краевого бюджета на финансирование расходов по социальному обслуживанию населения, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам учреждений социального обслуживания;

о признании утратившим силу постановления Правительства Красноярского края от 09.11.2012 № 583-п «О порядке межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)»;

о внесении изменений в Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2014 № 598-п.

Согласно информации министерства социальной политики Красноярского края 21.07.2017 утвержден План мероприятий министерства по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой Красноярского края в ходе контрольного мероприятия. Подготовлено и направлено в краевые государственные учреждения социального обслуживания обзорное письмо о  выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях при заключении и исполнении контрактов требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Установленные нарушения будут учтены при определении размера стимулирующих выплат руководителям учреждений за 3 квартал 2017 года.

По состоянию на 01.10.2017[1] министерством социальной политики Красноярского края 5 нарушений устранены и утвержден план мероприятий по  устранению всех нарушений и недопущению их в дальнейшем со сроком реализации до 31.12.2017.

 

[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

Please publish modules in offcanvas position.