Проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия Красноярского края «Авиапредприятие «Черемшанка»

1. Исходные данные о контрольном  мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия Красноярского края «Авиапредприятие «Черемшанка».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2.7 плана работы Счетной палаты Красноярского[1] края на 2016 год.

1.3. Объект контрольного мероприятия: ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка».

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: с 18 октября по 21 декабря 2016 года.

1.5. Исследуемый период: 9 месяцев 2016 года, предшествующие и последующие периоды по отдельным вопросам.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

1. ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» является правопреемником ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», переданного в краевую собственность в 2016 году.

Основным видом деятельности Предприятия является аэропортовое обслуживание пассажиров и других клиентов – потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки.

Авиапредприятие управляет деятельностью трех из 17 основных аэропортов края: «Черемшанка», «Игарка» и «Богучаны» (с 15.12.2015 посадочная площадка).

Основными потребителями услуг Авиапредприятия являются региональные авиакомпании ГПКК «КрасАвиа», ООО АК «Турухан» и ООО «Аэрогео», осуществляющие  регулярные и нерегулярные (вахтовые) пассажирские и грузовые перевозки в труднодоступные и удаленные районы Крайнего Севера Красноярского края и приравненные к ним территории.

2. Основные показатели деятельности Авиапредприятия в 2015 году снизились по отношению к предыдущему периоду в связи с сокращением выполненных самолето-вылетов, затронувшим все аэропорты Предприятия в связи с сокращением объемов перевозок и частичным изменением авиакомпаниями типов используемых воздушных судов на более вместительные.

За 9 месяцев 2016 года при сокращении общего количества самолетовылетов на 3,3% к аналогичному периоду 2015 года показатель максимальной взлетной массы вырос на 1,2% при перевыполнении плана. По количеству обслуженных пассажиров и массе обработанных грузов наблюдается спад (14% и 24,3%) в связи с переводом аэропорта «Богучаны» в посадочную площадку.

3. Финансовые результаты деятельности Предприятия как в 2015 году, так и за 9 месяцев 2016 года улучшились по отношению к предыдущему периоду.

В проверяемом периоде Предприятие не привлекало кредиты и займы.

4. В структуре ключевых показателей деятельности Предприятия основные объемы приходятся на аэропорт «Игарка» за счет концентрации объемов вахтовых перевозок для обеспечения разработки Ванкорского месторождения, за счет которого обеспечивается прибыльность Предприятия в целом.

5. Имущественный комплекс Авиапредприятия характеризуется чрезвычайно высокой степенью изношенности (87%), особенно в части недвижимого имущества (95%). На территории филиалов Предприятия находится ряд разрушенных (разобранных, сломанных, уничтоженных), объектов, как не учтенных, так и учтенных в составе основных средств.

Предприятием не используются 80 объектов, закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения.

Эксплуатируемый Предприятием имущественный комплекс аэропорта «Игарка» включает, помимо собственного имущества, объекты, принадлежащие еще трем собственникам: ФГУП «АГА», ГПКК «ЦТЛ» и АО «Ванкорнефть» (ООО «РН-Ванкор»).

6. Основной целью передачи Предприятия в краевую собственность являлась реализация проекта «Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла», предусматривавшего объединение двух аэропортов «Красноярск» (Емельяново) и «Черемшанка», расположенных в непосредственной близости друг от друга.

На дату проверки в условиях отсутствия транспортной стратегии и концепции развития авиатранспортного комплекса края Минтрансом дальнейшее развитие Авиапредприятия связывалось с созданием на его базе аэропортового имущественного комплекса, объединяющего региональные аэропорты, включая аэропорты, находящиеся под управлением ГПКК «КрасАвиа». План стратегического развития Авиапредприятия, комплекс мер по повышению его рентабельности, социальное задание, показатели социальной направленности в его деятельности разработаны и утверждены не были.

7. При проведении контрольного мероприятия выявлены существующие пробелы нормативно-правового регулирования, установлены нарушения и недостатки на общую сумму 6,8 млн. руб., выявлены коррупционные риски.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Основные натуральные показатели деятельности Авиапредприятия в 2015 году снизились по отношению к предыдущему периоду в связи с сокращением выполненных самолето-вылетов, затронувшим все аэропорты Предприятия, что, в основном, обусловлено как сокращением объемов перевозок, так и частичным изменением авиакомпаниями типов используемых воздушных судов на более вместительные.

Однако, финансовые результаты Предприятия улучшились и в 2015 году, и за период 9 месяцев 2016 года.

В ходе анализа порядка и обоснования тарифообразования выборочной проверкой калькуляций стоимости авиационных услуг установлены отдельные случаи (3) отсутствия калькуляций на бумажных носителях, утвержденных генеральным директором (информация представлена в электронном виде), при этом также отсутствуют расшифровки статей затрат к представленным калькуляциям.

Выявлены существующие пробелы нормативно-правового регулирования вопросов установления заработной платы руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров краевых унитарных предприятий, выражающиеся в отсутствии подзаконных актов Правительства края по соответствующим предметам регулирования, предусмотренным статьей 15.1 «Оплата труда руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера краевого унитарного предприятия» Закона края от 03.03.2011 №12-5650 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края».

При проверке командировочных расходов установлены факты возмещения расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, не предусмотренных коллективным договором, а именно проезда по авиабилетам бизнес-классом и на такси.

В ходе анализа закупочной деятельности Авиапредприятия установлено, что в количественном выражении подавляющая доля закупок (89,3%) осуществлялась у единственного поставщика. При этом стоимость большинства (97,7%) сделок не превышала 100 тыс. руб. В ряде случаев отмечена достаточно частая периодичность одноименных поставок (от нескольких раз в месяц до ежедневной), что может свидетельствовать о преднамеренности действий в целях избегания проведения конкурсных процедур. Дробление сделок, в том числе, приводило к увеличению стоимости услуг.

Износ имущественного комплекса на конец проверяемого периода, снизившись на 2%, составил 87%, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени изношенности, в особенности, недвижимого имущества Авиапредприятия.

Необходимо отметить, что на территории аэропорта «Черемшанка» находится часть уничтоженного в 2011 году пожаром и списанного здания бывшего аэровокзала, решение о последующем использовании которого не принято.

Аналогично на территории аэропорта «Игарка» находится ряд разрушенных (разобранных, сломанных, разрезанных в результате реконструкции аэропорта), объектов, как не учтенных, так и учтенных в составе основных средств Авиапредприятия, подлежащих списанию.

Также установлено как наличие не учтенного в перечне объектов основных средств филиала «Аэропорт «Игарка», но используемого имущества, так и учтенного, но не используемого имущества (в основном полностью самортизированного).

Среди имущества, как недвижимого, так и движимого, зарегистрированного на праве хозяйственного ведения за Предприятием, не используются 80 объектов.

Более 10% в структуре себестоимости Авиапредприятия занимают арендные платежи, основная доля которых приходится на имущество, используемое для обеспечения деятельности аэропорта «Игарка».

Так, эксплуатируемое Авиапредприятием имущество аэропорта Игарка, помимо собственного и закрепленного за Предприятием имущества, включает объекты, принадлежащие еще трем собственникам: ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП «АГА»), ГПКК «Центр транспортной логистики» (ГПКК «ЦТЛ») и АО «Ванкорнефть»  (ООО «РН-Ванкор»).

Сложившаяся конфигурация собственников имущества аэропорта «Игарка» обусловлена реализацией в 2009-2015 годах проекта по его реконструкции за счет компании «Роснефть», использующей данный аэропорт в качестве базового для разработки нефтяных месторождений на севере края.

В 2009 году имущество аэропорта было передано из федеральной собственности в краевую, закреплено за ГПКК «ЦТЛ», которым сдавалось в аренду ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка». За время реализации проекта АО «Ванкорнефть» был построен комплекс  привокзальных зданий и сооружений, приобретено движимое имущество, а также проведена реконструкция ИВПП, ССО, РД, перрона и т.д.

В целях обеспечения эксплуатации вновь созданных АО «Ванкорнефть» объектов они были сданы в аренду, как непосредственно ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка», так и ГПКК «ЦТЛ» с последующей передачей в субаренду ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка».

При сопоставлении сведений, представленных на сайте «Публичный реестр объектов краевой собственности» www.proks.krskstate.ru с балансовыми данными Авиапредприятия, выявлено несоответствие перечня зданий на одну единицу. В Реестр о государственном имуществе не внесено здание компрессорной, расположенное по адресу: Красноярский край, Игарка, о. Игарский.

В проверяемом периоде инвестиционная программа Предприятия не утверждалась.

Постановлением Законодательного Собрания края от 25.06.2015 № 8-3523П «Об отчетах Губернатора Красноярского края и первого заместителя Губернатора Красноярского края – председателя Правительства Красноярского края о работе Правительства Красноярского края за 2014 год» Губернатору края и Правительству края, в том числе, рекомендовано: рассмотреть возможность утверждения планов стратегического развития краевых унитарных предприятий, разработать комплекс мер по повышению их рентабельности и сокращению убытков, разработать социальные задания государственным предприятиям, разработать показатели социальной направленности в деятельности этих предприятий.

По состоянию на дату проверки в отношении ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» разработка и утверждение вышеуказанных мер и документов осуществлены не были.

Необходимо отметить, что при обосновании предложения о передаче ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» в собственность края (с целью реализации проекта «Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла», предусматривавшего объединение аэропортов Красноярск (Емельяново) и Черемшанка), Правительство края гарантировало, в том числе, привлечение до 2020 года на условиях государственно-частного партнёрства инвестиций в размере 166,3 млн. руб. в комплексную реконструкцию и модернизацию имущественных комплексов аэропортов, находившихся в хозяйственном ведении ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка».

Предметное исполнение вышеуказанных обязательств, как и комплексное развитие краевых аэропортов, включая развитие объединенного авиатранспортного узла г.Красноярска, не рассматривалось.

Транспортная стратегия края, разработка которой предусмотрена Распоряжением Правительства края от 01.10.2015 № 880-р и Постановлением Законодательного Собрания края от 08.12.2016 № 2-196П, как и концепция развития авиатранспортного комплекса, разработка которой была предусмотрена Распоряжением Правительства края от 29.09.2014 № 717-р (утратило силу с 25.05.2015), не разработаны.

В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности установлены отдельные нарушения и недостатки на общую сумму 6,8 млн. руб., выявлены коррупционные риски:

1. Злоупотребление правом закупки у единственного поставщика.

  • 2. Предоставление филиалом «Аэропорт «Богучаны» ООО «А-Транс Сервис» помещений (комнат отдыха) по заниженным ценам при том, что директор филиала (ранее заместитель директора и директор комнат отдыха филиала) одновременно являлся учредителем и директором ООО «А-Транс Сервис».

3. Возмещение расходов и. о. генерального директора по проезду к месту служебной командировки и обратно, не предусмотренных коллективным договором.

4. Использование части имущественного комплекса Предприятия в г.Красноярске (пионерлагерь «Березка») неустановленными лицами без оформления соответствующих документов и без оплаты.

5. Заключенным с ООО «ТЗК Иркутск» договором предусматривалась сдача Предприятием в аренду склада ГСМ. Фактически ООО «ТЗК Иркутск» также использовалось недвижимое государственное имущество аэропорта «Черемшанка» (земельные участки, помещения) при отсутствии правовых оснований, без согласования собственника и соблюдения порядка предоставления в аренду государственного имущества. При этом был самовольно возведен топливно-раздаточный пункт.

Данные факты зафиксированы проверкой сохранности и целевого использования государственного имущества аэропорта «Черемшанка», проведенной Енисейской транспортной прокуратурой.

6. В комплексе активов «Канск» Предприятие сдает гараж в аренду индивидуальному предпринимателю для временной стоянки 7 автомашин КАМАЗ. В ходе проверки предоставлены сведения, что арендатор занимает гораздо большую часть территории, принадлежащей Предприятию, в собственных целях – стоянка автотранспорта, размещение пилорамы, хранение древесины, что не предусмотрено договором.

7. К фактам коррупции, подтвержденным соответствующими органами, относятся факты отправки в период 2014-2015 годов неучтенного груза за незаконное вознаграждение из аэропорта «Черемшанка», установленные Линейным отделением полиции в аэропорту г. Красноярска. В проверяемом периоде внешние и внутренние проверки на Предприятии по инициативе собственников его имущества не проводились

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

- принять меры по устранению недостатков и нарушений, установленных в ходе контрольного мероприятия, включая устранение пробелов нормативно-правового регулирования, санацию имущественного комплекса ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка», консолидацию принадлежащих краю аэропортовых активов;

- ускорить разработку стратегических документов в сфере авиатранспортного комплекса края и рассмотреть вопрос создания единого регионального аэропортового оператора;

- рассмотреть возможность акционирования ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка»;

- принять меры по решению вопроса использования негосударственной части имущественного комплекса аэропорта «Игарка».

Согласно информации Правительства края министерством транспорта края совместно с агентством по управлению государственным имуществом края в рамках формирования модели функционирования единого аэропортового имущественного комплекса Красноярского края проводятся мероприятия по передаче имущественных комплексов аэропортов ГПКК «КрасАвиа», находящихся в краевой собственности, ГПКК «Авиапредприятие Черемшанка».

ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» разрабатывается комплексный план развития.

В целях повышения рентабельности и качества обслуживания пассажиров осуществляется строительство легковозводимого здания пассажирского аэровокзала в аэропорту Черемшанка.

Кроме того, министерством транспорта края разработан и направлен на рассмотрение в Законодательное Собрание края проект транспортной стратегии края на период до 2030 года, включающий предложения по перспективному развитию авиатранспортного узла Красноярского края.       

Законом края от 29.06.2017 № 3-815 «О внесении изменений в Закон края «О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» предусмотрено акционирование ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» путем изменения его организационно-правовой формы с унитарного предприятия на непубличное акционерное общество с сохранением в полном объеме доли участия Красноярского края в его уставном капитале.

В целях устранения замечаний в отношении использования имущества ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» проведена инвентаризация договорных отношений, на основании которой приведены в соответствие документы, подтверждающие правовое основание использования имущества.Также для принятия решения о списании объектов неиспользуемого имущества проводится оценка его износа.

Вопрос использования негосударственной части имущественного комплекса аэропорта Игарка прорабатывается ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» с собственниками имущества.

Замечания Счетной палаты Красноярского края приняты к сведению ГПКК «Авиапредприятие «Черемшанка» и будут учтены в дальнейшей работе.

Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия реализованы.

 

[1] Далее по тексту словосочетание «Красноярский край» заменяется словом «край».

Please publish modules in offcanvas position.