Проверка использования средств на организацию и обеспечение питанием граждан, находящихся на лечении в медицинских организациях

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств на организацию и обеспечение питанием граждан, находящихся на  лечении в медицинских организациях».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.4 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство здравоохранения Красноярского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края, КГБУЗ «Красноярская краевая больница № 2», КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», КГБУЗ «Сосновоборская городская больница».

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: июнь – октябрь 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Требования к медицинским организациям при организации и обеспечении питанием граждан, находящихся на лечении, установлены нормативными документами федерального уровня. Министерство здравоохранения Красноярского края не принимало нормативные документы по организации лечебного питания.

Согласно федеральному законодательству лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий. Общее руководство диетпитанием и ответственность за  организацию лечебного питания возложена на медицинские организации.

В 2016 году министерством здравоохранения Красноярского края не  проводилась работа с учреждениями здравоохранения по вопросам организации лечебного питания.

Годовая потребность в средствах на финансовое обеспечение питанием в  размере 1 019 млн рублей. удовлетворена на 88,3%. Дефицит средств имеют 33  учреждения здравоохранения в сумме 119 млн рублей.

В 2016 году расходы учреждений здравоохранения на приобретение продуктов питания и оплату услуг по организации питания составили 783 млн рублей. В расчете на 1 койко-день расходы в среднем составляют 138,04 рублей, по учреждениям колеблются от 65,03 рублей до  456,12 рублей.

В условиях недостатка средств учреждениями здравоохранения не  соблюдаются нормы питания пациентов, имеет место кредиторская задолженность, в том числе просроченная.

В 2017-2018 годах инвестиции в модернизацию системы питания пациентов не планированы.

В ходе контрольного мероприятия установлены риски нецелевого использования бюджетных средств и коррупционные риски.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о необходимости усиления контроля за деятельностью учреждений здравоохранения.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Анализ нормативной правовой базы выявил недостатки нормативного правового регулирования в рассмотренной сфере.

Учреждения здравоохранения не соблюдают натуральные нормы лечебного питания. Имеет место как превышение норм лечебного питания, так и низкие показатели выполнения норм. Корме того, приобретаются продукты питания, не предусмотренные нормативными документами, а ряд продуктов, предусмотренный диетами, отсутствует в рационах питания больных. Одной из  причин не  соблюдения натуральных норм питания является не корректное формирование плана закупок.

Учреждениями здравоохранения не в полной мере обеспечено соблюдение требований Закона о контрактной системе, что свидетельствует о  необходимости усиления ведомственного контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок со  стороны министерства здравоохранения Красноярского края, предусмотренного статьей 100 Закона о контрактной системе.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия внесены представления министру здравоохранения Красноярского края и директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края. В представлениях отражены факты, выявленные при анализе форм федерального статистического наблюдения «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению» (форма № 62) за 2016 год выявлены риски нецелевого использования бюджетных средств краевыми государственными учреждениями здравоохранения – бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на  цели, не  соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств).

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

рассмотреть возможность включения в Территориальную программу положений об обеспечении питанием отдельных категорий пациентов при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара;

поручить министерству здравоохранения Красноярского края и  Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Красноярского края в рамках полномочий провести проверки медицинских организаций обеспечивающих питание пациентов в условиях дневного стационара, а также медицинских организаций, не осуществляющих расходы на  питание пациентов в  стационарных условиях.

Министерству здравоохранения Красноярского края предложено организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков, и принятию мер по  их недопущению в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

Включение в Территориальную программу положений об обеспечении питанием отдельных категорий пациентов в дневных стационарах считают нецелесообразным. С учетом времени нахождения пациента в дневном стационаре (не превышает 3 часов), нетяжелого состояния пациента (пациенты с тяжелым и среднетяжелым течением заболевания проходят лечение в условиях круглосуточного стационара) лечебное питание не  оказывает влияния на лечение пациента. Пациенты, имеющие хронические заболевания или особые физиологические состояния, а также их законные представители ориентированы на ведение определенного образа жизни и питания независимо от условий нахождения пациента.

По состоянию на 01.02.2018[1] учреждениями здравоохранения и министерством здравоохранения устранены 65 нарушений. Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Красноярского края в план контрольно-ревизионного управления на 2018 год включены 13 учреждений здравоохранения по вопросам питания пациентов.

 


[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

 

Please publish modules in offcanvas position.