Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Ачинска

1. Исходные данные.

1.1. Наименование мероприятия: «Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Ачинска».

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.1.5.4 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год, предложение Губернатора Красноярского края (письмо от 27.08.2015 № 1-08014).

1.3. Объекты мероприятия: администрация города Ачинска, ее структурные подразделения, получатели средств бюджета.

1.4. Период проведения мероприятия: апрель – май 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Ачинск входит в пятерку городов-лидеров по вкладу в формирование консолидированного бюджета Красноярского края.

Результаты деятельности российского лидера по производству глинозема –ОАО «РУСАЛ Ачинск» – определяют показатели развития экономики муниципального образования и состояние окружающей среды города.

Проект стратегии социально-экономического развития города Ачинска до 2030 года, предусматривающий формирование промышленного профиля города преимущественно ОАО «РУСАЛ Ачинск», нуждается в доработке. Необходимо усиление положений проекта стратегии в части развития среднего и малого бизнеса, улучшения состояния экологии и согласованности проекта с долгосрочными планами развития ОК РУСАЛ.

Превышение предельной численности работников органов местного самоуправления города, наделение казенных учреждений вопросами, не отнесенными законодательством к компетенции казенного учреждения, отсутствие зависимости оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений от результативности и эффективности их деятельности свидетельствуют о необходимости повышения эффективности муниципального управления, оптимизации структуры и штатной численности органов местного самоуправления.

Установлены нарушения законодательства при расходовании органами местного самоуправления города Ачинска бюджетных средств в сумме 691 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета – 396 млн рублей, местного бюджета – 32 млн рублей, иные источники средств – 263 млн рублей. 

Отмечены неидентичные ценовые условия приобретения жилья для различных категорий граждан за счет отдельных краевых межбюджетных трансфертов. 

У одного и того же застройщика, в одном и том же доме жилые помещения приобретены  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по средней стоимости 1 кв. м в размере 42,1 тыс. рублей, для граждан переселяемых из аварийного жилищного фонда – по средней стоимости 1 кв. м  в размере 39,1 тыс. рублей. Вместе с тем стоимость строительства 1 кв. м многоквартирных жилых домов составила 32,1 тыс. рублей.

Выявлены факторы, создающие возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

1. Установлены нормативные коллизии – внутренние противоречия между нормами Устава города (статьями 22 и 41), регламентирующими статус контрольно-счетной палаты города Ачинска. В нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1]  пункт 1 статьи 22 Устава города не предусматривает в структуре органов местного самоуправления города контрольно-счетного органа. Контрольно-счетной палате города Ачинска придан статус контрольного органа городского самоуправления.

2. В нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации[2] муниципальным правовым актом не установлен порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

3. В нарушение Закона о контрактной системе[3] не принят муниципальный правовой акт, определяющий порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению  и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях    к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»[4].

4. В нарушение статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» главой муниципального образования не определен орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере муниципально-частного партнерства.

5. Установлены недостатки актов исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, определяющих задачи, полномочия, организацию их деятельности.

6. Допущены нарушения законодательства при исполнении местного бюджета:

статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не осуществлялись полномочия по проведению внутреннего финансового аудита;

пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях  в Красноярском крае» и условий соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, заключенного между министерством финансов Красноярского края и администрацией города Ачинска от 11.01.2016 № 42/12-16 (пункт 2.2.14) расходы по оплате труда превысили размеры фонда оплаты труда муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, определенные в соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края  от 29.12.2007 № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих» на 3 517,6 тыс. рублей;

пункта 61 статьи 6 Закона Красноярского края от 10.07.2007 № 2-317  «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» и соглашения о мерах  по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, заключенного между министерством финансов Красноярского края и администрацией города Ачинска от 11.01.2016 № 42/12-16 (пункт 2.2.13) в 2016 году превышена предельная численность работников органов местного самоуправления города  (за исключением работников по охране, обслуживанию административных зданий и водителей) на 51 единицу. Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составили 27 117,0 тыс. рублей;

7. В нарушение статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочие органов местного самоуправления в части выдачи разрешения на строительство (реконструкцию и капитальный ремонт) объектов капитального строительства, оформление и выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию отнесено к компетенции муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства».

8. При проверке расходования средств, предоставленных из краевого бюджета в виде субсидий и субвенции установлено следующее.

8.1. Установлены нарушения сроков ввода жилых домов в эксплуатацию, передачи жилых помещений и принятие их участником долевого строительства: ООО «КрасСтройКомплекс» ввод в эксплуатацию жилого дома осуществлен 27.10.2016 вместо 30.09.2016, ООО «Аркстрой» ввод в эксплуатацию жилого дома осуществлен 16.11.2016 вместо 21.09.2016, ООО «Стройпартнер» – 03.11.2016 вместо 30.09.2016.

Исполнение муниципальных контрактов осуществлено с нарушениями Закона о контрактной системе (статей 7, 22, 34, 49).

Администрацией города Ачинска при предоставлении жилых помещений   по договорам социального найма не соблюдены требования Жилищного кодекса Российской Федерации[5]: гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, предоставлены жилые помещения, не равнозначные по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Общая площадь предоставленных жилых помещений превысила площадь ранее занимаемых   на 2 118 кв. м. Средства в сумме 70 798,4 тыс. рублей использованы с нарушением установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации[6] принципа эффективности использования бюджетных средств.

Администрацией города Ачинска не достигнуты плановые показатели результативности использования субсидии – количество обеспеченных жильем граждан, переселяемых из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным, расселяемая площадь жилых помещений. Переселено  796 человек вместо 824 (в том числе 7 человек, договоры с которыми заключены  в 2017 году), обеспечена расселяемая площадь жилых помещений 11 848,4 кв.м вместо 12 260,7 кв.м.

Счетной палатой Красноярского края установлено некачественное выполнение ООО «Аркстрой» работ по установке окон ПВХ (нарушения герметизации (утепления) оконных блоков и регулировки створок).

8.2. Исполнение ООО «Водоканал-Сервис» муниципального контракта на выполнение капитального ремонта водовода от ул. Декабристов ВК-40 до узла учета на ул. Чкалова осуществлено с нарушениями требований Закона  о контрактной системе (статья 34): муниципальный контракт не содержит фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом; комиссия, созданная заказчиком (администрацией города Ачинска) не соответствует установленным требованиям (состоит менее чем из пяти человек).

Счетной палатой Красноярского края установлено некачественное выполнение ООО «Водоканал-Сервис» работ по капитальному ремонту водовода (усадка грунта обратной засыпки траншей и котлованов, провал дорожного покрытия по ул. Чкалова, отсутствие люка полимерного на камере, отсутствие работ по восстановлению благоустройства территории объекта площадью  317 кв. м).

8.3. В нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации[7] в договорах найма, заключенных с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не указаны члены семьи нанимателей, зарегистрированные по месту жительства и проживающие совместно  с нанимателями.

В нарушение Соглашения от 26.02.2016 № 21 при проведении процедур закупок на сумму 34 744,4 тыс. рублей не соблюдены требования Закона о контрактной системе[8], а именно:

при определении и обосновании начальной (максимальной) цены 32-х контрактов администрацией города Ачинска применен нормативный метод, вместо метода сопоставимых рыночных цен. Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации. Вместе с тем, средние цены 1 кв. м жилья в соответствии  с заключенными муниципальными контрактами (первичный рынок –    41,6 тыс. рублей, вторичный рынок – 36,6 тыс. рублей) превысили среднюю стоимость 1 кв. м, рассчитанную в ходе контрольного мероприятия на основании данных агентств недвижимости города Ачинска о стоимости жилья на первичном и вторичном рынке жилья, предоставленных по запросам Счетной палаты Красноярского края (первичный рынок – 39,2 тыс. рублей, вторичный рынок – 36,3 тыс. рублей). Стоимость жилых помещений, приобретенных в соответствии  с муниципальными контрактами, превысила стоимость, рассчитанную методом сопоставимых рыночных цен на 1 741,4 тыс. рублей. При использовании средств субвенции в сумме 1 741,4 тыс. рублей не соблюдено условие соглашения от 25.02.2016 № 1 (пункт 2.3.5), допущены нарушения требований Закона  о контрактной системе. Средства субвенции в сумме 1 741,1 тыс. рублей подлежат возврату в краевой бюджет;

подрядчиком ООО «КрасСтройКомплекс» нарушены сроки передачи девяти жилых помещений. Администрацией города Ачинска в адрес ООО «КрасСтройКомплекс» направлено требование об уплате неустойки в сумме  675,6 тыс. рублей;

заказчиком (администрацией города Ачинска) не проведена экспертиза поставленного товара по 32 муниципальным контрактам.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Счетной палатой Красноярского края направлено представление главе города Ачинска. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес прокуратуры Красноярского края. Информация о выявленных нарушениях направлена в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, службы финансово-экономического контроля и контроля в  сфере закупок Красноярского края, министерства финансов Красноярского края.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформированы предложения Правительству Красноярского края рассмотреть вопросы:

консолидации предусмотренных государственными программами края мероприятий по обеспечению жильем различных категорий граждан и установления приоритета осуществления мероприятий посредством строительства нового жилья над приобретением жилья на вторичном рынке;

разработки типовых схем организации органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений  с учетом необходимости реализации установленных муниципальных  и переданных государственных полномочий, а также применения механизмов проектного управления.

Министерству образования Красноярского края – подготовить проект нормативного правового акта Правительства Красноярского края, устанавливающего единые для всех муниципальных образований края требования к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в рамках установленных Федеральным законом  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» полномочий.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края – внести изменения в типовые (примерные) формы государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, заключаемых в ходе реализации региональных адресных программ  по переселению граждан в целях приведения их в соответствие с требованиями  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд».

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле   в Счетной палате Красноярского края.



[1] Части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

[2] Пункта 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ.

[3] Части 5 статьи 21 Закона о контрактной системе.

[4] Нарушение части 5 статьи 21 Закона о контрактной системе.

[5] Статьи 89 Жилищного кодекса РФ.

[6] Статьи 34 Бюджетного кодекса РФ.

[7] Пункта 3 статьи 69, пункта 6 статьи 100 Жилищного кодекса РФ.

[8] Пункта 2.3.5 Соглашения от 26.02.2016 № 21 и статей 22, 49, 94 Закона о контрактной системе.

Please publish modules in offcanvas position.