Проверка использования средств краевого бюджета на реализацию мероприятий по нанесению дорожной разметки

1. Исходные данные о контрольном мероприятии

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств краевого бюджета на реализацию мероприятий по нанесению дорожной разметки».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.2.8 плана работы Счетной палаты Красноярского[1] края на 2017 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство транспорта Красноярского края (далее – Минтранс), краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (далее – КГКУ «КрУДор»).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: январь – сентябрь 2017 года.

1.5. Исследуемый период: 2016 год, предшествующие и последующие периоды по отдельным вопросам.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Дорожная разметка является обязательным элементом обустройства автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Деятельность по производству маркировочных материалов и нанесению дорожной разметки не относится к лицензируемым видам.

Совокупный объем краевого рынка деятельности по обустройству дорог основными элементами, включая дорожные знаки и ограждения, а также светофорные объекты, оценивается в размере порядка 2 млрд рублей, в том числе рынка деятельности по нанесению дорожной разметки – 650 млн рублей

Годовая нормативная потребность в средствах на финансовое обеспечение мероприятий по нанесению дорожной разметки на региональных и межмуниципальных дорогах края в размере 516 455,4 тыс. рублей обеспечена лишь на 32,7% (169 079,0 тыс. рублей), затраты муниципальных образований по всему объему выполненных работ по нанесению дорожной разметки в 2016 году составили 51 049,65 тыс. рублей или 10-15% от норматива.

Потребность г. Красноярска по приведению основных элементов обустройства улично-дорожной сети в надлежащее состояние оценивается в 325 млн рублей в год (разметка – 185 млн рублей, дорожные знаки – 60 млн рублей, светофоры – 80 млн рублей).

В условиях необеспеченности нормативным финансированием планирование работ по нанесению дорожной разметки, включая принятие решений о выборе маркировочных материалов, носит непрозрачный характер, осуществляется сотрудниками КГКУ «КрУДор» самостоятельно, что может нести коррупционные риски.

В сети региональных и межмуниципальных дорог края разметка в 2016 году нанесена на 4 731,23 км или 86,3% от протяженности дорог с асфальтобетонным покрытием (5 480 км).

В целом в 2016 году в крае выполнены работы по нанесению дорожной разметки на региональных и муниципальных автомобильных дорогах в объеме 1 768 704,12 п.м и 880 087,7 кв.м., затраты по всему объему выполненных работ составили 220 128,66 тыс. рублей.

Сравнение стоимости работ по нанесению дорожной разметки с рядом регионов России показало, что средняя стоимость регионального заказа на территории края по нанесению разметки имеет наименьшую величину.

Основным исполнителем работ (79,8% в стоимостном выражении) по нанесению дорожной разметки за счет средств краевого и местных бюджетов в крае является группа компаний «БРИЗ», представляющая собой 6 аффилированных между собой функционирующих в разных сегментах рынка элементов обустройства автодорог компаний.

В ходе проверки выявлены существующие резервы повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на осуществление мероприятий по нанесению дорожной разметки.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

С учетом дефицита финансирования работ по нормативному содержанию (фактический объем финансирования на содержание автомобильных дорог в 2016 году составил 28,5% от норматива (план – 26%)) и ремонту (фактический объем финансирования ремонта автомобильных дорог в 2016 году составил 43,7% от норматива (план – 50%)) автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, план работ по нанесению разметки формируется с дефицитом.

Всего в 2016 году на данные цели было выделено 169 079,0 тыс. рублей, что составляет 32,7% от потребности (освоены в полном объеме).

Затраты муниципальных образований по всему объему выполненных работ по нанесению дорожной разметки в 2016 году составили 51 049,65 тыс. рублей     (10-15%) от нормативной потребности.

Основным параметром, определяющим вид материала для нанесения дорожной разметки, является среднесуточная интенсивность движения транспортных средств на соответствующем участке автомобильной дороги.

В соответствии с «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» среднесуточная интенсивность движения является одной из ключевых экономических характеристик автодороги, указываемых в ее техническом (эксплуатационном) паспорте.

На уровне края ведение технических (эксплуатационных) паспортов не осуществляется, данные, в том числе по интенсивности, не актуализируются.

В условиях необеспеченности нормативным финансированием принятие решений о нанесении дорожной разметки с использованием того или иного вида материала, а также о замене дорогих материалов более дешевыми, осуществляется непосредственно руководителями соответствующих отделов КГКУ «КрУДор» (содержания, ремонта, реконструкции, строительства) при заключении контрактов с подрядчиками с учетом приоритетности участков обслуживаемых дорог, что может нести риски субъективного подхода к выбору маркировочных материалов.

Срок службы дорожной разметки зависит от следующих факторов:

качества дорожного покрытия и его подготовки для нанесения разметки (долговечность разметки находится в обратной зависимости от степени изношенности дорожного покрытия);

условий движения на участке нанесения разметки;

контроля качества разметки, предусматривающего входной контроль на соответствие материалов установленным требованиям, операционный контроль при нанесении разметки, приемочный контроль, контроль в процессе эксплуатации;

содержания дорожного покрытия.

Как показала проверка, не все из вышеуказанных факторов были полностью учтены в 2016 году при нанесении дорожной разметки.

В ходе выездных проверок состояния дорожной разметки, нанесенной в 2016 году, установлено следующее.

Решением краевой комиссии по безопасности дорожного движения на ряде участков автодороги Красноярск – Енисейск осевая и краевая линии разметки выполнены термопластиком. При этом на осевой линии выполнена продольная шумовибрационая полоса.

Из четырех пикетов, на которых выполнены работы по нанесению продольных шумовых полос термопластичными материалами, в хорошем состоянии сохранилась разметка лишь на 1 участке, на остальных трех участках общей протяженностью 1,345 км разметка отсутствует (полностью сошла), сумма неэффективных расходов краевого бюджета составила 115, 3 тыс. рублей

Также установлен существенный износ краевой линии разметки.

Ускоренная деградация нанесенной является одновременно следствием ряда неучтенных факторов:

узкой ширины полос движения, повышающей вероятность наезда на линии продольной разметки;

характера маневра автомобилей на данных участках дороги, представляющих горизонтальные кривые малого радиуса, что предопределяет повышенный износ разметки с внутренней стороны кривой за счет смещения к ней траектории движения автомобилей;

особенностей зимнего содержания автомобильных дорог, включающего в себя использование специализированных дорожных машин, удаляющих разметку, нанесенную пластичными материалами вместе с наледью и снежным накатом.

Из 6 пикетов автодороги Красноярск – Енисейск, на которых осуществлены работы по установке световозвращателей (катафотов) совместно с разметкой 1.14.1 «зебра» зафиксированы остаточные элементы светоотражателей, либо их полное отсутствие, что также является следствием особенностей зимнего содержания дороги.

Согласно подпункту 2 пункта 8 «Гарантийные обязательства» государственного контракта № 2015.70363 от 04.03.2015 срок службы световозвращателей не менее 1 года со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ, за исключением случаев преднамеренного повреждения дорожной разметки со стороны третьих лиц.

Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ №31 от 25.05.2016 в Емельяновском районе на дороге Красноярск – Енисейск установлено 132 шт. световозвращателей совместно с разметкой 1.14.1 «зебра» на общую сумму 61,36 тыс. рублей.

Претензии со стороны заказчика – КГКУ «КрУДор» в адрес подрядчика, либо организации, занимающейся содержанием дороги, не предъявлялись.

В результате визуального осмотра установлено неудовлетворительное состояние большинства дублирующих дорожных знаков (стертость, нечеткость). Учитывая специфику нанесения, знаки не подлежат частичному обновлению, а требуют полной замены.

С учетом стоимости указанных дублирующих знаков (штучные формы) от 31,3 до 51,4 тыс. рублей обоснованность их применения может быть поставлена под сомнение.

Необходимо отметить, что производство штучных форм в России не осуществляется, как и производство световозвращающих материалов (пленок) для дорожно-знаковой информации.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству края предложено:

с учетом проведения в городе Красноярске XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года совместно с администрацией г. Красноярска рассмотреть вопрос комплексного обеспечения обустройства улично-дорожной сети города соответствующими элементами;

в целях оптимизации расходов краевого бюджета и повышения качества разметки рассмотреть вопрос заключения длительных контрактов по ее нанесению;

принять меры по наращиванию объемов нанесения разметки с применением долговечных материалов;

принять меры по устранению недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия.

Согласно информации Правительства края Правительством края совместно с администрацией г. Красноярска и другими заинтересованными органами ведется систематическая работа по подготовке к проведению в г. Красноярске XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, в том числе значительное внимание уделено развитию и модернизации транспортной инфраструктуры, в рамках которых осуществляется комплексное обустройство улично-дорожной сети дорожными знаками, разметкой, ограждениями и др.

Вместе с тем, достаточность принятых мер постоянно анализируется на заседаниях рабочих групп отраслевой направленности. В ходе данной работы вносятся соответствующие корректировки, в части выполнения мероприятий по обустройству улично-дорожной сети также организована данная работа.

Государственные контракты на нанесение дорожной разметки заключены на период 2017 - 2018 годов. После завершения срока их действия будет рассмотрен вопрос заключения контрактов на более длительный период.

Вопрос увеличения объемов применения термопластичных материаловпри нанесении дорожной разметки на региональных автодорогах рассматривается ежегодно, но в условиях дефицита финансирования дорожной деятельности и необходимости решения других первоочередных задач увеличение объема данных работ осуществляется в минимальном размере.

В части устранения рисков субъективного подхода к выбору разметочных материалов в СТО 03-2016 «Дорожная разметка. Требования к качеству и контроль» будут внесены изменения, регламентирующие вид разметочных материалов применительно к конкретным дорогам.

Выполнение работ по нанесению дублирующих знаков будет продолжено, с учетом замечаний Счетной палаты края после анализа перечня мест для их нанесения с целью возможной оптимизации.

Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия реализованы.

 

[1] Далее по тексту словосочетание «Красноярский край» заменяется словом «край».

Please publish modules in offcanvas position.