Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Красноярскнефтепродукт»

1. Исходные данные о контрольном мероприятии

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества «Красноярскнефтепродукт».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункты 2.2.6 плана работы Счетной палаты Красноярского[1] края на 2016 год, 2.1.2.1 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год.

1.3. Объект контрольного мероприятия: акционерное общество «Красноярскнефтепродукт» (далее – АО «КНП», Общество).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: февраль – май 2017 года.

1.5. Исследуемый период: 2016 год, предшествующие и последующие периоды по отдельным вопросам.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия 

АО «КНП» – крупнейшая в крае товаропроводящая сеть нефтебаз и автозаправочных станций, охватывающая 14 городских и 37 муниципальных районов края, состоящая из 14 распределительных и перевалочных нефтебаз и 137 АЗС.

Сеть АЗС АО «КНП» занимает наибольшую долю среди конкурирующих розничных сетей АЗС по краю и находятся на 3 месте по г.Красноярску.

Доля края составляет 58% в Уставном капитале АО «КНП» и 77,3% от числа голосующих акций АО «КНП». В связи с тем, что край владеет подавляющим большинством акций Общества с правом голоса, формирование органов управления АО «КНП» находится под его контролем.

Цели создания и основные виды деятельности АО «КНП» не подпадают под установленные полномочия органов государственной власти субъекта РФ.

Общество внесено в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности, однако его социальная значимость является незначительной.

Стратегия развития АО «КНП» не утверждалась.

Физический объем реализации Общества в 2016 году снижен на 7,8% за счет сокращения (на 18,1%) оказываемых услуг по перевалке и хранению, при этом объем собственной реализации вырос на 0,9% за счет увеличения оптовых продаж.

Розничный оборот АО «КНП» в 2016 году снижен на 2,9%, что обусловлено усилением конкуренции со стороны розничных сетей вертикально интегрированных нефтяных компаний.

В сравнении с показателями деятельности АО «КНП» за 2012 год товарооборот Общества в 2016 году снижен на 46% (опт – на 63,3%, розница –на 21,7%, услуги по перевалке и хранению – на 50,4%), выручка – на 21,4%.

В ходе проверки отмечено недостаточное использование Обществом мер по привлечению розничных клиентов (программ лояльности, скидок, бонусных программ и т.д.).

При снижении физического объема в 2016 году наблюдается рост основных показателей финансово-хозяйственной деятельности в стоимостном выражении относительно значений предыдущего года (выручки на 1,7%, валовой прибыли на 9,4%), за 2016 год получена чистая прибыль в сумме 9 487 тыс. рублей при наличии просроченной задолженности, резерв по которой не сформирован.

Все виды основной деятельности АО «КНП» являются рентабельными, по большинству направлений собственной реализации в 2016 году отмечается рост маржинальности.

В ходе проверки отмечен некомпенсируемый износ основных фондов Общества.

Несвоевременное создание резерва по сомнительным долгам привело к необоснованной выплате дивидендов в размере 20,4 млн рублей, а также могло ввести собственников акций в заблуждение по поводу финансового состояния Общества.

Показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние АО «КНП», свидетельствуют о нестабильном финансовом положении предприятия, имеют тенденцию к ухудшению. Основной причиной неудовлетворительных ухудшающихся значений показателей выступает недостаток собственных оборотных средств Общества, вынужденного обеспечивать ведение текущей деятельности за счет заемного финансирования.

Общий размер дебиторской задолженности АО «КНП» на конец 2016 года составил 1 609,9 млн рублей, из которой на 320,4 млн рублей или 19,9% создан резерв по сомнительным долгам.

Использование Обществом непрозрачных неконкурентных способов закупки свидетельствует о несоблюдении принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленного Федеральным законом 223-ФЗ.

В ходе проверки установлены существенные недостатки контроля за деятельностью АО «КНП», выявлены коррупционные риски и коррупционные факторы. Действиями должностных лиц АО «КНП» Обществу нанесен потенциальный ущерб в размере 283,4 млн рублей.

Рыночная стоимость акций Общества за 2016 год упала с 10 968,7 млн рублей до 4 213,2 млн рублей или в 2,6 раза, стоимость госпакета снизилась с 8 064,1 млн рублей до 2 962,0 млн рублей или в 2,7 раза (на 5 102,1 млн рублей).

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В 2016 году фактическая среднесписочная численность работников АО «КНП» сохранилась на уровне 2015 года. В то же время произошли изменения в ее структуре. Удельный вес производственного персонала сократился с 73,7% до 71,9% общей среднесписочной численности Общества, соответственно доля непроизводственного персонала выросла с 26,3% до 28,1% в основном за счет роста среднесписочной численности управленческого персонала на 7,1%. Только по аппарату управления рост среднесписочной численности составил 18%.

Цели создания и основные виды деятельности АО «КНП» не подпадают под установленные полномочия органов государственной власти субъекта РФ. При этом Постановлением Законодательного Собрания края от 10.11.2011 № 13-6427П ОАО «КНП» внесено в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности, однако его социальная значимость является незначительной.

Стратегия развития АО «КНП» не утверждена, что свидетельствует о невыполнении отнесенного Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом Общества к компетенции Совета директоров определения приоритетных направлений деятельности Общества.

Рыночная стоимость акций АО «КНП» за 2016 год упала в 2,6 раза, стоимость госпакета снизилась в 2,7 раза.

В 2016 году Общество имело существенную переплату по НДС и по налогу на прибыль, что в условиях острой нехватки оборотных средств является неэффективным использованием имеющихся ресурсов.

Физический объем реализации Общества в 2016 году снижен на 7,8% за счет сокращения (на 18,1%) оказываемых услуг по перевалке и хранению, при этом объем собственной реализации вырос на 0,9% за счет увеличения оптовых продаж.

Розничный оборот АО «КНП» в 2016 году снижен на 2,9%, что обусловлено усилением конкуренции со стороны розничных сетей ВИНКов, дальнейшее неизбежное расширение сбытовых сетей ВИНКов приведет к обострению конкуренции и, как следствие, может в перспективе повлечь сокращение как розничного товарооборота АО «КНП», так и его маржинальности.

В ходе проверки отмечено недостаточное использование Обществом мер по привлечению розничных клиентов (программ лояльности, скидок, бонусных программ и т.д.).

В сравнении с показателями деятельности АО «КНП» за 2012 год товарооборот Общества в 2016 году снижен на 46% (опт – на 63,3%, розница – на 21,7%, услуги по перевалке и хранению – на 50,4%), выручка – на 21,4%.

Фактическое выполнение плана капитальных вложений АО «КНП» составило 66% от плана, что, в том числе, не позволило компенсировать годовую амортизацию основных фондов (износ вырос на 1,43%).

Несвоевременное создание резерва по сомнительным долгам привело к выплате дивидендов в размере 20,4 млн. руб., а также могло ввести собственников акций в заблуждение по поводу финансового состояния Общества.

В проверяемом периоде АО «КНП» не создавался резерв по сомнительным долгам дочернего общества ООО «Оптнефтепродукт», что могло исказить финансовые результаты и привести к переплате налога на прибыль.

Показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние АО «КНП», свидетельствуют о нестабильном финансовом положении предприятия, имели тенденцию к ухудшению.

В ходе проверки отмечена недостаточная претензионно-исковая работа Общества

Установлено игнорирование Обществом конкурентных способов закупок, весь объем закупки нефтепродуктов в рамках закупочных процедур, подпадающие под действие Федерального закона № 223-ФЗ, осуществлен неконкурентным способом, на товарно-сырьевой бирже приобретено всего 21,9% от общего объема закупа ГСМ.

При проведении проверок закупочной деятельности АО «КНП» установлены многочисленные нарушения, выявлен потенциальный ущерб от осуществления непрозрачных и неэффективных закупок.

В ходе контрольного мероприятия установлены существенные недостатки контроля за деятельностью АО «КНП», формализм представителей государства в органах управления Обществом, выявлены существенные коррупционные риски и коррупционные факторы.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

рассмотреть перспективы дальнейшего развития АО «КНП», принять меры по устранению недостатков и нарушений, установленных в ходе контрольного мероприятия, повышению прозрачности и эффективности его деятельности;

рассмотреть возможность принятия мер, исключающих риски замещения потребляемого моторного топлива в крае технологическим топливом, производимым за его пределами, согласно информации Правительства края

В целях повышения эффективности деятельности Общества разработана обновленная программа развития Общества. Задачами программы, в том числе, является снижение коррупционных рисков, повышение прозрачности деятельности и доходности Общества. В данной программе учтены замечания и предложения, изложенные в отчете Счетной палаты края.

В части принятия мер, исключающих риски замещения потребляемого моторного топлива в крае технологическим топливом, производимым за его пределами министерством промышленности, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства края совместно с представителями ФБУ «Красноярский ЦСМ», Красноярского отделения Федерации автовладельцев России проводится работа по контролю за качеством топлива, реализуемого на АЗС края.

Федерацией автовладельцев России проведены 15 выездных проверок, в рамках которых проверено более 60 АЗС.

Материалы проверок и протоколы лабораторных исследований, подтверждающие выявленные нарушения, направлены для принятия мер в региональное отделение Росстандарта.

Также на основании обращений Госстандартом проведены внеплановые проверки 14 АЗС. По 8 АЗС выданы протоколы об административном правонарушении.

Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия реализованы.

 

 

[1] Далее по тексту словосочетание «Красноярский край» заменяется словом «край».

Please publish modules in offcanvas position.