Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и функционирование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и функционирование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом»

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.1.3.5 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2017 год, предложения Губернатора Красноярского края (от 18.07.2016 № 1-08403) и Законодательного Собрания Красноярского края (от 15.07.2016 № 1865-и-ЗС).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1».

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: ноябрь – декабрь 2017 года.

1.5. Проверяемый период: 2016 год (в целях сравнения показателей используются данные 2012 – 2016 годов).

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

По оценке Министерства здравоохранения Российской Федерации в  2016  году в Российской Федерации наступила стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу с наклонностью к ее улучшению. Вместе с тем наихудшая эпидемическая ситуация по туберкулезу сохраняется в  Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах и  Красноярский край один из субъектов Российской Федерации, где среди постоянного населения эпидемическая ситуация по туберкулезу остается наиболее тяжелая.

В Красноярском крае действует двухуровневая система организации оказания медицинской помощи населению по профилю «фтизиатрия». Медицинская помощь населению оказывается медицинскими организациями, учредителем которых выступает министерство здравоохранения Красноярского края, медицинскими организациями Федерального медико-биологического агентства России, и учреждениями ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Министерством здравоохранения Красноярского края надлежащим образом не выполнялись полномочия по профилактике туберкулеза и решения санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Красноярского края.

О проблемах эффективности действующей системы оказания противотуберкулезной помощи населению свидетельствуют: высокие показатели заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза, низкое качество организации работы по охвату населения профилактическими осмотрами на  туберкулез, неэффективная работа коечного фонда, наличие резервов развития стационарозамещающих технологий.

Результаты контрольного мероприятия указывают на необходимость усиления работы по организации мероприятий по профилактике заболевания туберкулезом.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 09.01.2014 № 2-орг, регламентирующий организацию оказания населению Красноярского края противотуберкулезной (фтизиатрической) помощи, не соответствует фактически сложившейся маршрутизации пациентов:

Приказ об оказании фтизиатрической помощи не актуализирован с учетом реорганизации КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1», КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 4» (г. Лесосибирск), КГБУЗ «Таймырский противотуберкулезный диспансер», КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер».

Не обеспечено исполнение решения санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Красноярского края от 08.12.2015 № 8:

не доработан порядок оказания фтизиатрической помощи населению края с  учетом централизации лабораторной службы, оптимизации потоков и  маршрутизации больных и оказанию организационно-методической помощи подведомственными медицинскими организациями (установленный срок 1 квартал 2016 года)

не утвержден Регламент взаимодействия министерства здравоохранения Красноярского края и Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю при осуществлении профилактических и противоэпидемических мероприятий в  очагах туберкулеза на территории Красноярского края (установленный срок до  01.07.2016).

Противотуберкулезная служба не располагает документальными данными по профилактическим осмотрам населения, проводимым частными (ведомственными) медицинскими организациями. Так как порядок предоставления информации медицинскими организациями не  урегулирован.

Главным врачом КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» не обеспечено исполнение должностной инструкции, утвержденной министром здравоохранения Красноярского края 24.03.2011, в  части организации внутренней деятельности учреждения в соответствии с  требованиями действующего законодательства, а именно: функции структурных подразделений и порядок их взаимодействия не определены, положения о структурных подразделениях не утверждены.

Кроме того, в должностных инструкциях заместителей главного врача по  гражданской обороне и мобилизационной работе, организационно-методической работе не закреплена (отсутствует) подчиненность, у остальных заместителей главного врача подчиненность, закрепленная в должностных инструкциях, не соответствует подчиненности предусмотренной в должностных инструкциях сотрудников КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1».

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер  по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия не внесены представления и  предписания.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено проработать вопросы предоставления социальной поддержки больным туберкулезом и расширения масштабов профилактических осмотров на  туберкулез.

Министерству здравоохранения Красноярского края предложено

внести изменения в Приказ министерства здравоохранения Красноярского края от 09.01.2014 № 2-орг, регламентирующий организацию оказания населению Красноярского края противотуберкулезной (фтизиатрической) помощи, в части приведения в соответствие с действующей структурой противотуберкулезной службы Красноярского края и с учетом решения санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Красноярского края от  08.12.2015 № 8;

организовать разработку и проведение мероприятия по массовому привлечению населения к профилактическим осмотрам на туберкулез с  использованием мотивационных мер, публикаций в средствах массовой информации, включая интернет-рассылки о необходимости профилактических осмотров на туберкулез;

урегулировать процесс сбора информации о проведении профилактических осмотров частными (ведомственными) медицинскими организациями;

организовать работу по устранению нарушений и недостатков, выявленных в министерстве здравоохранения Красноярского края и КГБУЗ  «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1», и принятию мер по их недопущению в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

По дополнительным меры социальной поддержки больным туберкулезом, Правительством Красноярского края проведены расчеты затрат включающие ежемесячные транспортные расходы к месту лечения и обратно, а также еженедельный продуктовый пакет. Общие затраты оцениваются в сумме 20 млн руб. в год. Данные расходы внесены в реестр по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств Красноярского края на 2018 год и плановый период 2019-2021 годов.

Мероприятия по повышению охвата флюорографическим обследованием определены как приоритетные для медицинских организаций и включены в  работу санитарно-противоэпидемических комиссий муниципальных образований края. В результате по итогам 2017 года достигнут индикативный показатель по охвату флюорографическими осмотрами взрослого населения.

В части охвата иммунодиагностикой детского населения индикативный показатель не достигнут. С 2018 года препарат (туберкулин) включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, зафиксирована его стоимость. В настоящее время дефицит средств краевого бюджета на  иммунодиагностику детского населения на туберкулез составляет 15 млн руб., что также учтено в реестре по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств Красноярского края на 2018 год и плановый период 2019-2021 годов.

Министерством здравоохранения края утвержден приказ от 17.04.2018 № 301-орг по организации оказания медицинской помощи больным туберкулезом, с  учетом сформированной структуры КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1», порядков оказания помощи пациентам с  сочетанной патологией ВИЧ и туберкулез, наблюдения и родоразрешения беременных, больных туберкулезом.

Министерством здравоохранения Красноярского края отработан порядок учета профилактических осмотров населения на туберкулез. Руководителям медицинских организаций Красноярского края направлено соответствующее письмо. Разработанный порядок позволяет подтвердить документально все включенные в отчет данные.

По состоянию на 01.06.2018[1] КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» и министерством здравоохранения устранены 5 нарушений и по 5 нарушениям установлены сроки по устранению нарушений. КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» разработан и направлен для утверждения в министерство здравоохранения Красноярского края план по приведению материально-технического оснащения Учреждения в соответствии с утвержденным стандартом оснащения противотуберкулезного диспансера.

Please publish modules in offcanvas position.