Проверка использования средств на организацию и обеспечение питанием обучающихся в образовательных организациях

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования средств на организацию и обеспечение питанием обучающихся в образовательных организациях».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.4 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, предложения Губернатора Красноярского края (письмо от 27.08.2015 № 1-08014) и Законодательного Собрания Красноярского края (письма от 25.04.2016 № 30-04-1366, от 28.04.2016 № 30-04-1497).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство образования Красноярского края, главное управление образования администрации города Красноярска, образовательные организации, организации общественного питания.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: май – июль 2016 года.

1.5. Проверяемый период: 2015 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

В Красноярском крае не приняты законы «О школьном питании» и «О социальном питании».

В Красноярском крае питание обучающихся организовано в  1 133 образовательных организациях (350 тыс. обучающихся), из них в 76,9% образовательных организациях питание обучающихся организовано штатными работниками и в 23,1% образовательных организаций услуги по организации питания переданы коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.

В городе Красноярске в 118 муниципальных общеобразовательных организациях организовано питание обучающихся, из них в 3 муниципальных общеобразовательных организациях питание обучающихся организовано штатными работниками и в 115 общеобразовательных организаций услуги по организации питания переданы коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.

Правом на меру социальной поддержки по обеспечению питанием за счет средств краевого бюджета могут воспользоваться 43 категории обучающихся (109 тыс. обучающихся). Меры социальной поддержки по обеспечению питанием не унифицированы.

По данным министерства образования Красноярского края на питание обучающихся в образовательных организациях края в 2015 году направлено 2 113 млн. руб. (обеспечено питанием 285 тыс. обучающихся), в том числе 1 406 млн. руб. бюджетных средств (109 тыс. обучающихся) и 707 млн. руб. родительская плата (176 тыс. обучающихся).

В ходе контрольного мероприятия установлено, что цены на питание обучающихся за родительскую плату устанавливаются организаторами питания. Контроль за ценами не осуществляется. Стоимость питания по городу Красноярску отличается в 4 раза. Учет родительской платы за питание обучающихся не ведется.

Существует необходимость создания системы социального питания в Красноярском крае, а также выстраивания системы управления в сфере образования в части организации и обеспечения питанием.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В Красноярском крае не создана система социального питания. План первоочередных мероприятий по созданию и развитию системы социального питания в Красноярском крае выполнен не в полном объеме: не разработана концепция программы «О социальном питании в Красноярском крае» и не сформирован реестр организаций общественного питания, участвующих в системе социального питания Красноярского края.

Отмечены риски недостижения приоритетов и целей социально-экономического развития отрасли, заявленных в государственной программе Красноярского края «Развитие образования», в части сохранения здоровья детей через совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, что обусловлено отсутствием утвержденных целевых показателей.

О неэффективности действующей системы организации питания обучающихся свидетельствуют: снижение охвата горячим питанием учащихся в образовательных организациях края, многочисленные нарушения законодательства о закупках и наличие коррупционных рисков.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия внесены представления министру образования Красноярского края, директору КГКУ «Центр питания». В представлениях отражено 18 нарушений.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

организовать устранение, выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков в системе организации питания обучающихся;

принять меры по унификации мер социальной поддержки по обеспечению питанием обучающихся образовательных организаций;

внести изменения в Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 24.02.2015 № 65-п, предусмотрев обязательность пересмотра ранее принятых решений о предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения горячим питанием без взимания платы в случае изменения величины прожиточного минимума.

Министерству образования Красноярского края предложено:

организовать устранение, выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков допущенных КГКУ «Центр питания»;

подготовить и направить в государственные образовательные организации обзорное письмо с указанием недостатков и нарушений, выявленных в ходе проверки Счетной палаты Красноярского края;

в государственной программе Красноярского края «Развитие образования» установить показатели достижения приоритетов и целей социально-экономического развития отрасли, в части сохранения здоровья детей через совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях.

Администрации города Красноярска предложено:

организовать устранение, выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков в системе организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и в муниципальных предприятиях общественного питания, и принятию мер по их недопущению в дальнейшем;

оценить эффективность и целесообразность деятельности муниципальных предприятий исходя из интересов администрации города Красноярска

рассмотреть возможность перевода расчетов за питание обучающихся на безналичный расчет;

обеспечить возмещение организаторами питания коммунальных и эксплуатационных расходов;

подготовить и направить во все муниципальные общеобразовательные организации города Красноярска обзорное письмо с указанием недостатков и нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия;

разработать методические рекомендации по вопросам организации питания в образовательных организациях, уведомить Счетную палату Красноярского края в письменной форме в течение одного месяца со дня получения отчета о принятых решениях и мерах.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Правительством Красноярского края и министерством образования Красноярского края сообщено о проделанной работе по реализации предложений Счетной палаты Красноярского края следующее.

Министерством образования Красноярского края разработан проект закона края «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка», в котором предлагается в том числе унифицировать предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, отдельные дополнительные гарантии по социальной поддержке, а также термины, используемые в Законе Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

После принятия проекта закона края «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка» министерство образования Красноярского края планирует внесение изменений в Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 24.02.2015 № 65-п.

Министерством образования Красноярского края направлено в государственные образовательные учреждения обзорное письмо с указанием выявленных недостатков и нарушений и требованием принятия мер по их недопущению в дальнейшем.

По состоянию на 24.12.2017[1] министерством образования Красноярского края и КГКУ «Центр питания» приняты меры по устранению и недопущению в дальнейшем установленных нарушений.

Администрация города Красноярска сообщено, что объединенной рабочей группой по вопросам повышения качества организации питания в муниципальных образовательных учреждениях города Красноярска, созданной распоряжением администрации города от 01.06.2016 № 149-р, проведены проверка готовности школьных пищеблоков к началу учебного года и работа по оценке состояния технологического оборудования пищеблоков столовых общеобразовательных школ, сформирован перечень объектов, требующий реконструкции и/или модернизации. В целях устранения выявленных нарушений и недостатков департаментом социально-экономического развития подготовлен проект постановления «О внесении изменений в Уставы муниципального предприятия города Красноярска «Школьный комбинат питания № 38», муниципального предприятия города Красноярска «Комбинат школьного питания № 13». Внесены изменения содержащие сведения об органах администрации города, осуществляющих полномочия собственника имущества и координацию деятельности предприятий.

Главным управлением образования администрации города Красноярска утвержден приказ № 489/п от 14.09.2016 «Об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях», в соответствии с которым:

создана рабочая группа по координации организации питания в учреждениях и контроля за организацией питания в подведомственных образовательных учреждениях, в которую вошли представители главного управления образования;

утвержден План работы по осуществлению координации работы по организации питания;

назначены ответственные лица главного управления образования за осуществлением контроля за своевременным финансированием, целевым использованием бюджетных средств, направляемых на питание,за осуществлением контроля за своевременным финансированием, целевым использованием бюджетных средств, направляемых на питание в муниципальных образовательных учреждениях города (заместитель руководителя главного управления образования по экономическим вопросам), а также за осуществлением контроля за исполнением распоряжения Губернатора Красноярского от 10.03.2015 № 91-рг (заместитель руководителя – начальник отдела закупок главного управления образования);

назначены ответственные лица (начальники территориальных отделов главного управления образования) за сбор и предоставление мониторинга организации питания обучающихся, в том числе в части координации и контроля за показателями по охвату учащихся горячим питанием.

 


[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

Please publish modules in offcanvas position.