Проверка эффективности государственной программы Красноярского края «Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» за период с 2014 по 2015 годы

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год

1. Исходные данные.

1.1. Наименование мероприятия: «Проверка эффективности государственной программы Красноярского края «Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» за период с 2014 по 2015 годы».

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.5.3 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края (письмо от 10.07.2015 № 1929-и-ЗС), соглашения о проведении совместного контрольного мероприятия с 6 муниципальными контрольно-счетными органами.

1.3. Объекты мероприятия: агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, исполнительные органы Енисейского, Северо-Енисейского, Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского, Тюхтетского, Эвенкийского муниципальных районов.

1.4. Период проведения мероприятия: март – июль 2016 года.

1.5. Проверяемый период: 2014, 2015 годы.

2. Основные выводы по результатам мероприятия

Государственная программа края «Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» (далее – государственная программа края) в нарушение пункта 1.2. утвержденного постановлением Правительства края от 01.08.2013 № 374-п порядка не содержит комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение установленной цели – создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни малочисленных народов. Отсутствуют (и в тексте государственной программы края и в официальной статистике) показатели, характеризующие степень достижения установленной программной цели. Отмечены недостатки планирования значений показателей программы в разрезе отдельных мероприятий государственной программы и подпрограмм.

Отсутствуют предусмотренные законами края государственные программы края в области государственной поддержки северного оленеводства, а так же в сфере сохранения, изучения и развития родных (национальных) языков коренных малочисленных народов, проживающих на территории края. Не определена инвестиционная политика в области формирования системы заготовки, хранения, переработки и сбыта продукции северного оленеводства.

За рамками государственной программы края остается реализация полномочий Правительства края, уполномоченного заместителя председателя Правительства края, агентства края (отдел развития северных территорий), Полярной комиссии в сфере обеспечения комплексного социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности северных территорий края. Включение в систему управления государственной программой края органов местного самоуправления приводит к ее громоздкости, низкой управляемости и результативности.

Мероприятия государственной программы края реализованы с нарушением принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Показатели ожидаемых результатов по мероприятиям государственной программы края при освоении бюджетных ассигнований не достигаются.

Оказываемые в рамках государственной программы края меры государственной поддержки востребованы представителями коренных малочисленных народов, имеют высокую стоимость, но, как показали результаты контрольного мероприятия – недостаточны для полного удовлетворения существующей потребности. Получателями мер государственной поддержки в рамках государственной программы края являются 6 941 получатель. Установлены факты отказов со стороны органов местного самоуправления заявителям на право получения мер государственной поддержки ввиду недостаточности бюджетных средств. Реестр очередников отсутствует.

Зафиксировано изменение спроса на установленные меры государственной поддержки: сокращение спроса на комплекты для новорожденных и аптечки и рост спроса на снегоходную технику и строительство жилья. Отсутствие у органов государственной власти края информации о реальной потребности в мерах государственной поддержки создает риски увеличения расходов краевого бюджета на реализацию государственной программы края.

Оценки эффективности деятельности в сфере регулирования государственной программы края не соответствуют друг другу. Государственная программа края в 2014-2015 годах признана эффективной в то время, когда деятельность органов местного самоуправления по выполнению более 80 процентов мероприятий государственной программы края получила отрицательную оценку.

На основании вышеизложенного эффективность реализации государственной программы края в 2014 и 2015 годах и достижение цели создания условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности не имеет соответствующего подтверждения.

В целях достижения эффективности государственной программы края целесообразен переход от управления в рамках государственной программы края процессом оказания государственных гарантий коренным малочисленным народом к управлению развитием северных территорий края, на которых проживают коренные малочисленные народы.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе мероприятия

Анализ нормативной правовой базы свидетельствует о неполной реализации органами государственной власти края установленных полномочий по решению вопросов организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и имеющихся пробелах нормативного правового регулирования.

Установлены недостатки существующей многоуровневой модели управления реализацией государственной программы края.

Наделение органов местного самоуправления края государственными полномочиями по предоставлению мер государственной поддержки коренным малочисленным народам осуществлено с нарушением требований федерального законодательства. Органами местного самоуправления края исполнение переданных государственных полномочий осуществляется на базе муниципального имущества, с привлечением средств местного бюджета. Администрации поселений реализуют переданные муниципальному району государственные полномочия.

Мероприятия государственной программы края реализуются при наличии факторов, создающих возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений, обусловленных недостатками нормативных правовых актов края, отсутствием административных регламентов предоставления государственных услуг и ответственности за недостижение установленных показателей. В результате этого в ходе контрольного мероприятия выявлено значительное количество нарушений.

С нарушением действующего законодательства осуществлены расходы, предусмотренные государственной программой края в 2014-2015 годах, в сумме 115 010,0 тыс. рублей (в том числе агентством края – в сумме 41 754,2 тыс. рублей, исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований – в сумме 73 255,8 тыс. рублей). Из них средства в сумме 1 717,7 тыс. рублей, использованные с нарушением законодательства, подлежат возмещению в краевой бюджет.

Несмотря на наличие нарушений органами местного самоуправления нормативных правовых актов края при осуществлении переданных государственных полномочий, не приняты предусмотренные статьей 8 Закон края № 7-2666, статьей 9 Закона края № 7-2670 и статьей 7 Закона края № 13-6668 меры по прекращению осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений

Счетной палатой Красноярского края в адрес агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края направлено представление, содержащее в частности, требование о возмещении в краевой бюджет использованных с нарушением законодательства средств в сумме 1 717,7 тыс. рублей.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам совместного контрольного мероприятия предложено Правительству края рассмотреть вопросы:

наделения органов исполнительной власти края полномочиями в сфере сохранения, изучения и развития родных (национальных) языков коренных малочисленных народов, проживающих на территории края, а также полномочиями по осуществлению охраны окружающей среды в пределах границ региональных территорий традиционного природопользования;

разработки недостающих и устранения выявленных недостатков действующих нормативных правовых актов Правительства края в сфере регулирования государственной программы края;

о подготовке проекта закона края  о прекращении в соответствии со статьей 8 Закон края № 7-2666, статьей 9 Закона края № 7-2670 и статьей 7 Закона края № 13-6668 меры осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими государственных полномочий, выявления фактов нарушения законодательства Российской Федерации и края при осуществлении государственных полномочий;

о внесении изменений в распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р «Об утверждении перечня государственных программ Красноярского края» (дополнив государственную программу следующими направлениями: поддержка северного оленеводства, сохранение, изучение и развитие родных языков, модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса
в Арктической зоне РФ, а также показателями результативности, характеризующими изменение уровня жизни коренных малочисленных народов);

о дополнении государственной программы края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» (постановление Правительства края от 30.09.2013 № 512-п) мероприятиями по охране окружающей среды
в пределах границ региональных территорий традиционного природопользования;

внесения изменений в постановление Правительства края от 29.08.2013 № 418-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Красноярского края в краевом государственном бюджетном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в части дополнения перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Красноярского края в краевом государственном бюджетном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» государственными услугами по оказанию мер государственной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов;

организации исполнения предусмотренных социальных и экономических гарантий лицам, относящимся к коренным малочисленным народам подведомственным агентству края краевым государственным казенным учреждением, аналогичным Центру социальных выплат Красноярского края;

установления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ответственности в отношении должностных лиц органов исполнительной власти края за недостижение показателей эффективности при реализации государственных программ края в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Министерству экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края:

подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства Красноярского края от 06.04.2015 № 154-п «Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Красноярского края и критериев оценки эффективности реализации государственных программ Красноярского края» в части обеспечения сопоставимости результатов оценки эффективности государственных программ края с результатами оценки эффективности реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.

Министерству финансов Красноярского края:

проанализировать актуальность показателей  численности получателей, применяемых при определении общего объема субвенций бюджетам районов на исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, ведущим традиционный образ жизни и (или) осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности.

Агентству по развитию северных  территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края:

принять меры по возмещению органами местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов в краевой бюджет средства в сумме 1 717,7 тыс. рублей, использованные с нарушением законодательства;

устранить нарушения, допущенные при исполнении полномочий ответственного исполнителя государственной программы края «Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края»;

утвердить административные регламенты предоставления государственных услуг по переданным государственным полномочиям исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления: Таймырского Долгано-Ненецкого, Туруханского и Эвенкийского муниципальных районов;

подготовить проект нормативного правового акта края, устанавливающего расходное обязательство края по предоставлению субсидии Региональной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос о реализации предложений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.