Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание краевых государственных учреждений центров занятости населения

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание краевых государственных учреждений центров занятости населения».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.3 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год, предложение Губернатора Красноярского края (письмо от 14.08.2014 № 1-09983).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: служба занятости населения Красноярского края.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: май – сентябрь 2015.

1.5. Проверяемый период: 2014 год, в целях сравнения показателей используются данные с 2012 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Решение вопросов осуществления мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством и осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации о занятости отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Также, в сфере занятости населения субъектам Российской Федерации передано полномочие Российской Федерацией по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Анализ нормативно-правовой базы выявил ряд недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере.

Законодательство в целом ориентировано на компенсацию социальных рисков нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов и т.д.) либо трудоспособных лиц, в силу уважительных причин не занятых и не имеющих дохода (безработных, осуществляющих уход за детьми или иными членами семьи и т.д.). Государственные услуги, предусмотренные законодательством о занятости населения, направлены на «фактических», а не на «потенциальных» безработных. При этом экономически активное население также нуждается в социальной защите, такая защита должна выполнять превентивную функцию, предотвращать наступление социальных рисков, снижая возможную нагрузку на бюджет.

Несмотря на имеющиеся положительные тенденции на рынке труда Красноярского края, динамика ряда показателей свидетельствует о наличии проблем в сфере содействия занятости населения. Не достигнута сбалансированность спроса и предложения труда. Рынок труда удовлетворяет потребностям организаций лишь частично. Существуют риски скрытой безработицы.

Оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны труда, содействия занятости населения, и контроль в области содействия занятости населения осуществляет агентство труда и занятости населения Красноярского края. Вместе с тем ряд полномочий и компетенций в сфере охраны труда и содействия занятости возложено на министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края.

Размер стоимости предоставления государственной услуги зависит от объема оказанных услуг и территориального места нахождения учреждения.

Распределение нагрузки на работников учреждений службы занятости не является оптимальной. Существует необходимость проведения анализа рабочих нагрузок.

О снижении эффективности деятельности службы занятости населения края свидетельствует ухудшение рейтинговых позиций Красноярского края в 2014 году, невыполнение нормативов доступности по государственным услугам «информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест» и «содействие самозанятости безработных граждан», а также уменьшение доли трудоустроенных граждан, в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Статьей 5.1 Закона края об охране труда определены полномочия органа исполнительной власти края в области охраны труда, из них три полномочия не закреплены ни за одним органом исполнительной власти.

Государственная программа Красноярского края «Содействие занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 502-п, не содержит мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения, что свидетельствует о невыполнении органами государственной власти края полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 7.1-1 и пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации о занятости.

Закон Красноярского края от 24.10.2013 № 5-1705 «О дополнительных мерах социальной поддержки участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселившимся в Красноярский край» нуждается в актуализации в связи с утратой силы с 28.03.2015 постановления Правительства Красноярского края от 29.08.2013 № 415-п «Об утверждении программы Красноярского края «Оказание содействия добровольному переселению в Красноярский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы».

В нарушение подпункта 2 части 8 статьи 7.1 Закона Российской Федерации о занятости структура агентства труда и занятости населения Красноярского края – органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными, высшим должностным лицом субъекта РФ не утверждена.

Не достигнуты плановые назначения по показателю «количество утвержденных регламентов государственных услуг». В 2013 году при плане 8 не утвержден ни один регламент, в 2014 году – при плане 9, утвержден – 1

Агентством труда и занятости населения Красноярского края в 2014 году не соблюдены требования пунктов 2.5, 3.2, 4.2, 4.4 и 4.7 Порядка проведения краевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2011 № 161-п, в части оценки итогов смотра-конкурса, сроков публикации объявления о смотре-конкурсе и итогов его проведения, сроков проведения церемонии награждения победителей.

В 2014 году учреждениями службы занятости населения Красноярского края не обеспечено выполнение требований Закона о контрактной системе.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края направлен отчет с предложением агентству труда и занятости населения Красноярского края организовать работу по устранению нарушений и недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия и принять меры по недопущению их в дальнейшем. На контроль поставлено 10 нарушений.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере;

рассмотреть возможность закрепления за одним органом исполнительной власти края в полном объеме полномочий в областях охраны труда и содействия занятости населения.

агентству труда и занятости населения Красноярского края предложено:

организовать проведение анализа и разработать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию штатной численности учреждений службы занятости края и на установление обоснованной штатной численности, объективно необходимой для предоставления государственных услуг;

ускорить работу по разработке и утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг;

провести анализ и разработать меры по увеличению объемов предоставления государственных услуг через многофункциональные центры;

с целью снижения рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств получателями грантов на осуществление предпринимательской деятельности, организовать доступность реестра субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялись меры взыскания;

организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков, установленных в ходе контрольного мероприятия и принять меры по недопущению их в дальнейшем.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

По состоянию на 01.01.2017[1] органы исполнительной власти Красноярского края сообщили следующее.

Принят Закон Красноярского края от 24.12.2015 № 27.10.2016 «О внесении изменения в статью 1 Закона Красноярского края от 24.10.2013 № 5-1705 «О дополнительных мерах социальной поддержки участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселившимся в Красноярский край».

Подготовлен проект постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 502-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения», предусматривающий мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения.

Вопросы о закреплении полномочий в области охраны труда и содействия занятости населения в полном объеме за одним органом исполнительной власти Красноярского края будут рассмотрены в ближайшее время.

Указом Губернатора края от 06.11.2015 № 263-уг внесены изменения в состав краевого координационного комитета по содействию занятости населения и 11.12.2015 проведено заседание Краевого координационного комитета. Рассмотрен вопрос повышения эффективности взаимодействия с работодателями по обеспечению кадровой потребности и согласован план работы на 2016 год.

Структура агентства труда и занятости населения Красноярского края утверждена распоряжением Губернатора края от 23.10.2015 № 572-рг «Об утверждении структуры агентства труда и занятости населения Красноярского края».

Проведен анализ нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Между агентством труда и занятости населения Красноярского края и КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заключено соглашение о взаимодействии по  предоставлению государственных услуг. Организовано предоставление государственных услуг в сфере занятости населения на базе 45 подразделений учреждения (по состоянию на 21.12.2015).

С целью увеличения объемов предоставления государственных услуг в сфере занятости населения на базе КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с министерством экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края выработано совместное решение о применении имеющегося опыта взаимодействия во вновь открываемых отделениях и в 151 территориальном обособленном структурном подразделении в муниципальных образованиях и сельских поселениях края.

Утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

 


[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

Please publish modules in offcanvas position.