Проверка результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделяемых Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району на обеспечение твердым топливом граждан, проживающих в домах с печным отоплением

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год

1.  Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выделяемых Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району на обеспечение твердым топливом граждан, проживающих в домах с печным отоплением (в соответствии с Законом края от 18 декабря 2008 года № 7-2660)».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.2 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 27.06.2014 № 1661-и-ЗС.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство строительства и ЖКХ края), Управление муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее – Управление муниципального заказа администрации района, Муниципальный район).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: январь – март 2016 года.

1.5. Проверяемый период: 2014, 2015 годы.

2.  Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Государственное полномочие края по оказанию государственной поддержки в форме безвозмездного предоставления угля, включая его доставку, гражданам, проживающим в Муниципальном районе в домах с печным отоплением, предусмотрено Законом края «О социальной поддержке граждан Таймыра» сверх мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленных федеральным законодательством.

Основанием для установления данного инициативного полномочия является сохранение уровня социальной поддержки граждан Муниципального района, достигнутого до образования нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об образовании в  составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (далее – Федеральный закон № 6-ФКЗ), а также отнесение Муниципального района к территориям с особым статусом.

Фактически государственное полномочие края по социальной поддержке граждан, проживающих в домах с печным отоплением, в форме безвозмездного обеспечения твердым топливом (включая доставку) не выполняется: не определен перечень получателей социальной поддержки, нуждающихся в оказании государственной помощи; не осуществляется оценка уровня доходов граждан Муниципального района, проживающих в домах с печным отоплением, в целях определения адресной нуждаемости в социальной поддержке.

Установлены следующие недостатки нормативного правового регулирования:

на краевом уровне не определены «специальные» меры социальной поддержки граждан, проживающих в муниципальных районах края с особым статусом, способствующие выравниванию уровня жизни населения, проживающего в сельской местности, на всей территории края;

в документах стратегического планирования краевого уровня в сфере энергетики и ЖКХ не учитываются особенности государственной политики для Арктической зоны Сибири, целями которой являются повышение эффективности добычи, обогащения и  переработки угля на основе совершенствования применяемых технологий, оптимизации экономических механизмов «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, формирования опорной структуры поселений и их развитие в центры управления инфраструктурой межмуниципального значения;

на дату проверки в Муниципальном районе отсутствует документ стратегического планирования. Ранее действующая Комплексная программа социально-экономического развития Муниципального района не включала задачи развития Арктической зоны, обозначенные в Стратегии развития Сибири до 2020 года, с.п. Диксон не было отнесено к числу центров развития. При этом в настоящее время там реализуются крупнейшие в России проекты по добыче каменного угля высочайшего класса («арктического карбона»).

Выявлены недостатки системы управления, оказывающие непосредственное влияние на результаты расходования бюджетных средств, а именно:

отсутствие системы централизованного северного завоза, в рамках которого возможен оптимальный отбор поставщиков, влияние на объемы, цену и качество поставляемого твердого топлива (угля), а также на стоимость всех элементов транспортной логистики;

неупорядоченность процедуры приемки доставленного угля – весовое и иное техническое оборудование контроля объемов фактически доставленного груза отсутствует, что обуславливает возникновение коррупционных рисков;

не завозится запас угля в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций в  отопительный период;

не выполнение в полной мере Минстроем функций уполномоченного органа, предписанных Законом края «О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния».

Схемы поставки угля являются исторически сложившимися, но не оптимальными. За последние годы не разработаны мероприятия по:

повышению качества угля разреза «Кайерканский» марки «Т», ограничению доли угля мелкой фракции (ниже 50 мм) в общем объеме поставок угля;

регулированию цен на уголь и услуги по его доставке для граждан, проживающих в Муниципальном районе в домах с печным отоплением;

строительству и поэтапному проведению капитального ремонта (утеплению) индивидуальных жилых домов, их подключению к централизованному теплоснабжению в поселениях Муниципального района, осуществляющих модернизацию котельных;

замене, либо установки более современных бытовых отопительных приборов (печек) с меньшим, более экономичным потреблением твердого топлива, в том числе угля.

За 2014, 2015 годы на обеспечение твердым топливом граждан в домах с печным отоплением (включая доставку) профинансировано 993,8 млн. рублей в рамках Отдельного мероприятия № 3 госпрограмммы «Реформирование и модернизация ЖКХ», что составило 100% от планируемого объема. В том числе в 2014 году профинансировано 482,0 млн. рублей, в 2015 году – 511,8 млн. рублей, что на 6,1% больше.

Средства использованы на доставку 42,5 тыс. тонн угля для 8,0 тыс. граждан, проживающих в 19 поселениях в домах с печным отоплением.

При незначительных изменениях числа дворовых хозяйств и численности населения на рост стоимости завозимого угля оказывают непосредственное влияние ежегодный рост цен на транспортные и погрузо-разгрузочные услуги, а также на  расходы по перевалке и затариванию угля в мешкотару для поселений, завоз угля в  которые осуществляется по Норило-Пясинской водной системе по причине низкого качества завозимого угля.

В результате сложившейся монополии ЗАО «Енисейское речное пароходство» и  ЗАО «Хатангский морской торговый порт» на услуги по доставке угля гражданам Муниципального района, проживающим в домах с печным отоплением, цена угля разреза «Кайерканский» возрастает от 4 раз в порту Дудинка до 22 раз в поселках с.п. Хатанга.

Деятельность МП «Таймыр» в проверяемый период хоть была направлена на  снижение потерь угля, но не обеспечила конкуренции – стоимость доставленного муниципальным предприятием угля в отдаленные поселки г.п. Дудинка превысила 43 тыс. рублей за 1 тонну.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

В 2013 году администрацией района неправомерно использованы 1,9 млн. рублей средств субвенций на доставку дров в п. Хантайское озеро.

Выявлены нарушения статей 7 и 42 Федерального закона «О контрактной системе» в  части неполноты информации, указанной в извещениях о закупках. Кроме того с  нарушением установленных Правительством РФ сроков муниципальным заказчиком размещены отчеты об исполнении контрактов.

Реализация меры социальной поддержки гражданам Муниципального района, проживающим в домах с печным отоплением, в форме безвозмездной поставки угля является неэффективной, о чем также свидетельствуют результаты опроса граждан - получателей. По причине большого объема отсева угля в неиспользуемую угольную пыль неэффективно использованы 291,0 млн. рублей.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края предложено: предусмотреть в документах стратегического планирования края задачи и мероприятия по: развитию Арктической зоны края, включая создание опорных поселений с центрами развития инфраструктуры; эффективному удовлетворению внутреннего спроса населения, проживающего в домах с печным отоплением, на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки, отвечающих современным требованиям;  оптимизация экономических механизмов «северного завоза», в том числе за счет использования возобновляемых и  альтернативных, местных, источников энергии; принять меры по устранению разночтения отдельного государственного полномочия, установленного ст. 35 Закона края «О социальной поддержке граждан Таймыра» и ст. 1 Закона края «О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по  государственной регистрации актов гражданского состояния»; рассмотреть вопрос об определении размера субвенций краевого бюджета на безвозмездное обеспечение углем (включая его доставку) граждан Муниципального района, проживающих в домах с печным отоплением, не из расчета прогнозной стоимости 1 тонны угля на  планируемый год, а по государственным регулируемым ценам; включить объемы поставок угля для нужд Муниципального района в Перечень централизованного завоза для краевых и муниципальных нужд; рассмотреть вопрос об изменении меры государственной поддержки в форме безвозмездной поставки угля (включая его доставку) гражданам Муниципального района, проживающим в домах с печным отоплением, на «специальные» меры социальной поддержки граждан, установленные в Республике Саха (Якутия); совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов края с особым статусом разработать программу развития поселений, включая формирование опорных населенных пунктов, строительство, капитальный ремонт, модернизацию жилых домов и модернизацию котельных с целью возможного подключения к централизованному теплоснабжению; предложить ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» разработать мероприятия по повышению эффективности местных углей для обеспечения внутреннего спроса населения и  выработке альтернативных источников теплоснабжения в поселениях Муниципального района с учетом современных требований энергосбережения и  экологичности.

Министерству социальной политики Красноярского края предложено: провести оценку адресной нуждаемости в социальной поддержке граждан Муниципального района, проживающих в домах с печным отоплением, в форме безвозмездной поставки угля (включая его доставку); рассмотреть вопрос об изменении меры государственной поддержки в форме безвозмездной поставки угля (включая его доставку) гражданам Муниципального района, проживающих в домах с печным отоплением, на  «специальные» меры социальной поддержки граждан, установленные в Республике Саха (Якутия).

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предложено: совместно с органами местного самоуправления Муниципального района подготовить план мероприятий: по обеспечению завоза угля с  более высокими качественными характеристиками и с учетом «аварийного» запаса; по  оптимизации объемов завозимого твердого топлива; по постепенному подключению жилых домов к централизованному отоплению, по капитальному ремонту жилых домов, по возможности строительства в поселениях Муниципального района нового жилья; разработать и утвердить план контрольных мероприятий по проверкам реализации отдельных Государственных полномочий органами местного самоуправления Муниципального района.

Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предложено разработать: стратегию развития Муниципального района с учетом направлений развития Арктической зоны, обозначенных Правительством РФ; план мероприятий по формированию опорных поселений, обеспечению завоза угля с более высокими качественными характеристиками и с учетом «аварийного» запаса, по  постепенному подключению жилых домов к централизованному отоплению и  капитальному ремонту жилых домов, включая мероприятия по замене (дополнительной установке) современных более экономичных бытовых отопительных приборов, по строительства в поселениях Муниципального района нового жилья.

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края.

Отчет рассмотрен комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Законодательного Собрания Красноярского края. Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле Счетной палаты Красноярского края.

Please publish modules in offcanvas position.