Проверка эффективности использования средств на развитие рыбохозяйственного комплекса Красноярского края

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год

1. Исходные данные.

1.1. Наименование мероприятия: «Проверка эффективности использования средств на развитие рыбохозяйственного комплекса Красноярского края».

1.2. Основание для проведения мероприятия: пункт 2.5.1 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2016 год.

1.3. Объекты мероприятия: министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее – минсельхоз края), министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – минприроды края).

1.4. Период проведения мероприятия: апрель – май 2016 года.

1.5. Проверяемый период: 2015 год.

2. Основные выводы по результатам мероприятия

Состояние рыбохозяйственного комплекса края характеризуется низкой организацией промысла, снижением общего вылова и переориентацией промысла на вылов ценных видов рыб.

Конечным итогом такой промысловой тенденции становится сокращение численности ценных сиговых и лососевых видов рыб, вплоть до возможного введения ограничения промысла (нельма, муксун).

Приоритеты государственной политики в области аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства, установленные в федеральных документах стратегического планирования (в частности, обеспечение населения широким ассортиментом производимой в крае рыбопродукции по ценам, доступным для населения с различным уровнем доходов), не нашли отражения в документах стратегического планирования края.

Единичные мероприятия, направленные на развитие рыбохозяйственного комплекса края, предусмотренные в государственных программах края, не согласуются с их целями и задачами.

Средства субсидий на компенсацию части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, на приобретение кормов для рыбы и гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 16 863,0 тыс. рублей составляют лишь 5 % от заявленной потребности организаций. Расходование средств осуществлено с нарушением минсельхозом края полномочий ответственного исполнителя государственной программы края.

Минприроды края мероприятие «Проведение работ по сохранению особо ценных видов рыб в бассейне р. Енисей» на сумму 19 999 тыс. рублей реализовано с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Система управления деятельностью органов исполнительной власти края в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства не создана.

Исполнение поручений Губернатора края по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса края характеризуется низкой степенью исполнения.

Орган исполнительной власти края, наделенный полномочиями в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства, отсутствует. Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций в решении вопросов в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства не обеспечено.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия

Проверка использования средств краевого бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственных программ края по развитию рыбохозяйственного комплекса края, в сумме 36 862,9 тыс. рублей выявила нарушения при их использовании в сумме 21 167,1 тыс. рублей, а именно следующие.

1. Субсидирование части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, на приобретение кормов для рыбы составило 5,1 % от потребности, заявленной организациями, осуществляющими товарное (промышленное) рыбоводство, или от 14,4 % до 28,9 % от фактических затрат организаций.

Получателями субсидий на компенсацию части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, на приобретение кормов для рыбы в размере 15 363,0 тыс. рублей в 2015 году являлись ООО «Малтат», ООО «Рыбное хозяйство «ЕлИСей», ООО «Искра», зарегистрированные на территории Балахтинского, Березовского, Рыбинского районов края соответственно, осуществляющие товарное (промышленное) рыбоводство.

В нарушение приказа минсельхоза края от 15.07.2014 № 395-о «Об утверждении форм типовых соглашений о предоставлении государственной поддержки» формы заключенных соглашений минсельхозом края с организациями не соответствуют форме, установленной приказом.

Согласно отчетам организаций, осуществляющих товарное (промышленное) рыбоводство годовое производство товарной рыбы в 2015 году значительно ниже годовой мощности производства, заявленной при предоставлении субсидии[1], производственные мощности по производству товарной рыбы получателей субсидий в 2015 году загружены в среднем на 44%.

Выявлены несоответствия в показателях первичной документации.

2. Получателем гранта на разведение радужной форели в размере 1 500,0 тыс. рублей в 2015 году являлась ИП К (ФХ) Шнайдер Д.В. Кежемского района. Согласно представленным документам на 01.01.2016 средства краевого бюджета израсходованы в объеме 1 167,2 тыс. рублей.

В нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» средства в сумме 1 167,2 тыс. рублей израсходованы без надлежащего документального подтверждения. Документы о приемке выполненных работ не содержат обязательных реквизитов первичного учетного документа – величина натурального и денежного измерения с указанием единиц измерения. В актах о приемке выполненных работ не отражен объем выполненных работ, закупленных товаров в натуральном выражении, использованы формулировки «в полном объеме, не в полном объеме в соответствии с графиком».

3. На осуществление природоохранного мероприятия «Проведение работ по сохранению особо ценных видов рыб в бассейне р. Енисей» в 2015 году из средств краевого бюджета направлено 19 999,9 тыс. рублей.

Выполнение работ осуществлялось на основании государственного контракта от 19.03.2015, № 008/15/89, заключенного с ООО «Приморье» по итогам проведенного открытого конкурса. Основной целью проведения работ являлось искусственное воспроизводство осетровых видов рыб в естественной среде обитания.

Исполнитель осуществлял содержание ремонтно-маточного стада осетровых рыб, находящегося в государственной собственности края и закрепленного за минприроды края на праве оперативного управления, в арендованном помещении рыбоводного комплекса ООО «Малтат», что свидетельствует о существующих рисках, наступление которых может привести к невозможности использования недвижимого имущества по его прямому назначению.

Ремонтно-маточное стадо является государственным имуществом Красноярского края[2].

Согласно статье 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира является полномочием, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Выпуск молоди, полученной в результате реализации мероприятия, предусматривается в водный объект (р. Енисей), являющийся по смыслу статьи 8 Водного кодекса РФ федеральной собственностью.

Расходы краевого бюджета на производство молоди осетровых рыб для выпуска в р. Енисей и доставке молоди к местам выпуска составили 4 965,0 тыс. рублей и являются расходами краевого бюджета, осуществленными сверх установленных полномочий субъекта РФ [3].

На содержание ремонтно-маточного стада осетровых рыб, являющихся государственной собственностью края, направлено 15 034,0 тыс. рублей.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам совместного контрольного мероприятия предложено Правительству края рассмотреть вопросы:

о наделении органа исполнительной власти края полномочиями в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства;

о разработке документов стратегического планирования края в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства, предусматривающих все механизмы государственного регулирования развития рыбохозяйственного комплекса края.

Министерству сельского хозяйства края: устранить нарушения, допущенные при исполнении полномочий ответственного исполнителя государственной программы края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

Вопрос о реализации предложений находится на контроле в Счетной палате Красноярского края.

 


[1] справка, подтверждающей наличие садковой линии и (или) установки замкнутого водоснабжения.

[2] Приказ агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края от 11.09.2006 № 06-863п.

[3] Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на выполнение работ по мероприятию «Проведение работ по сохранению особо ценных видов рыб в бассейне р. Енисей».

Please publish modules in offcanvas position.