Проверка реализации подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма»

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год

1. Исходные данные о контрольном  мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка реализации подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2.4 плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство культуры Красноярского края (далее – Министерство культуры), министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Министерство строительства и ЖКХ), краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (далее – КГКУ «УКС»).

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: июнь – октябрь 2015 года.

1.5. Исследуемый период: 2014 год, I квартал 2015 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Город Енисейск обладает высоким потенциалом культурно-познавательного туризма, выраженным в его богатом историческом прошлом, большом количестве памятников истории, культуры, архитектуры, что позволило ему войти в перечень исторических поселений федерального значения РФ.

В 2000 году центральная часть города была занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В г. Енисейске на государственной охране находится порядка ста объектов культурного наследия (без объектов археологического наследия), четверть из которых – федерального значения.

Почти две трети объектов культурного наследия города Енисейска находится в неудовлетворительном состоянии. Существенная часть объектов культурного наследия – заброшенные строения. На большинстве памятников каменного зодчества никогда не проводились реставрационные работы.

Высокий туристско-рекреационный потенциал г.Енисейска остается невостребованным в том числе ввиду слабости его туристской инфраструктуры.

Для решения проблем города к наступающему юбилею его основания реализуются программные мероприятия по подготовке к 400-летию города Енисейска в 2019 году (в рамках подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» (далее – Подпрограмма) государственной программы края «Развитие культуры и туризма» (далее – Госпрограмма).

Празднование 400-летия основания г. Енисейска признано мероприятием федерального уровня.

Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2014-2015 годах предусмотрен в размере 1987,6 млн. руб. Исполнено за 2014 год и I полугодие 2015 года 179,8 млн. руб. или 9% (с учетом показателей 2013 года – 11,2%).

Подавляющая доля (96,6%) финансирования Подпрограммы предусмотрена на реализацию задачи 1 по обеспечению сохранности объектов культурного наследия федерального и регионального значения, находящихся в собственности края, и обеспечение мер по государственной охране объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных в г. Енисейске, реализуемой за счет средств краевого и федерального бюджетов.

При избыточном финансовом обеспечении задачи 1, обусловленном софинансированием ее мероприятий из федерального бюджета, за время действия Подпрограммы фактически произошел отказ от реализации двух ее задач – по выводу транзитного и большегрузного транспорта за пределы исторической части города Енисейска и по модернизации инженерной инфраструктуры исторической части г. Енисейска.

Основные причины неисполнения бюджетных ассигнований, помимо их превышения над фактической потребностью и объективными возможностями выполнения, обусловлены нарушениями сроков исполнения проектировщиками госконтрактов на разработку научно-проектной документации (НПД), поздних сроков и длительности госэкспертизы, что привело к задержке размещения процедур закупок и заключения госконтрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ (РРР).

Несмотря на достаточность ресурсного обеспечения, по включенным в Подпрограмму объектам существуют риски несвоевременного выполнения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия.

3. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Стратегия социально-экономического развития г.Енисейска до 2020 года не увязана с Подпрограммой.

Система управления Подпрограммой не вполне соответствует структуре государственного управления края в сфере сохранения объектов культурного наследия – созданная в крае и находившаяся в ведении Министерства культуры служба по государственной охране объектов культурного наследия края в реализации как Подпрограммы, так и Госпрограммы в целом, в проверяемом периоде участия не принимала.

В ходе проверки отмечены внутренние несоответствия Подпрограммы в части предусмотренного финансирования, искажение его реальных объемов, существенные недостатки планирования, влекущие за собой неэффективное использование бюджетных средств.

Диспропорции и несбалансированность ресурсного обеспечения мероприятий Подпрограммы свидетельствуют о недостаточном качестве ее разработки и сопровождения.

На разработку невостребованной проектной документации использовано 43 млн. руб.

Потенциальная потребность в дополнительном финансировании Подпрограммы на завершение ее мероприятий не определена.

При наибольшем объеме планового финансирования исполнение мероприятий по охране и сохранению объектов культурного наследия в г.Енисейске сложилось на крайне низком уровне – 12,3% за 2014 год и 2,6% в I полугодии 2015 года.

В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения и недостатки, связанные с проектированием, выполнением и приемкой работ на объектах на общую сумму 3,8 млн. руб., которые приняты КГКУ «УКС» к сведению и устранены.

Не урегулирован вопрос об оплате РРР на общую сумму 8,4 млн. руб., выполненных без заключения госконтракта по объекту «Богоявленский собор, 1738-1750гг.», пер.Пожарный, 1, до начала действия ДЦП и Госпрограммы.

Согласно представленной информации о дальнейшем использовании реставрируемых объектов только 4 из 21 объекта будут задействованы в создании туристской инфраструктуры (гостиница, музей и торгово-выставочные площади с размещением интерактивных мастерских и общественного питания), в Подпрограмме не уделено внимания таким направлениям как популяризация объектов культурного наследия, создание туристско-рекреационных зон, систем навигации и ориентирующего оборудования для туристов, развитие малого и среднего бизнеса (в т.ч. ремесел), вовлечение объектов культурного наследия в оборот.

Оценка достижения целевых показателей и показателей результативности Подпрограммы показала, что промежуточные результаты реализации Подпрограммы достигнуты не в полной мере.

К коррупционным рискам в ходе проверки отнесен ряд факторов, способствующих совершению коррупционных действий или принятию коррупционных решений, в сфере организации закупочной деятельности в Министерстве строительства и ЖКХ, Министерстве культуры, а также в КГКУ «УКС».

Кроме того, коррупционные риски уставлены при анализе закупочных процедур, в частности при проведении торгов на выполнение ремонтно-реставрационных работ по семи объектам г. Енисейск: на основании аукциона от 20.02.2015 (признан несостоявшимся по причине единственной заявки на участие в нем ООО «УСК «Сибиряк») заключен государственный контракт от 12.03.2015 № 140-09-15 с ООО «УСК «Сибиряк» на общую сумму 357,3 млн. руб.

Установленные в ходе контрольного мероприятия недостатки и нарушения свидетельствуют о недостаточности внутреннего контроля.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

Представления и предписания по результатам контрольного мероприятия не выносились.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

принять меры по устранению недостатков и нарушений, отраженных в настоящем Отчете и акте проверки;

с целью устранения искажений финансового обеспечения госпрограмм внести изменения в Постановление Правительства края от 01.08.2013 №374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации», направленные на отражение данных фактического финансирования мероприятий госпрограмм в отчетном периоде.

поручить Министерству культуры осуществить разработку комплексных мероприятий, направленных на увеличение туристического потока в г. Енисейск и Енисейский район, создание туристской инфраструктуры, вовлечение объектов культурного наследия в оборот и т.д., проработать вопросы дальнейшего использования и содержания реставрируемых объектов, соответствующий план действий представить в Счетную палату края.

В части устранения недостатков Правительством края сообщено, что Правительством края организована работа по устранению недостатков и нарушений, выявленных Счетной палатой края. Принято постановление Правительства края от 01.10.2015 № 506-п «О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма», которым закреплена новая редакция подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» (далее - подпрограмма).

Реализация мероприятий указанной подпрограммы в дальнейшем будет осуществляться главными распорядителями бюджетных средств с учётом замечаний Счётной палаты Красноярского края.

Финансирование мероприятий подпрограммы по выводу транзитного и большегрузного транспорта за пределы исторической части города Енисейска и по модернизации инженерной инфраструктуры исторической части города Енисейска планируется продолжить в 2017 - 2018 годах.

В первом полугодии 2016 года планируется внести изменения в постановление Правительства края от 01.08.2013 № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации», направленные на отражение в государственных программах данных фактического финансирования мероприятий в отчётном периоде.

В части создания туристской инфраструктуры и увеличении туристического потока г. Енисейска сообщено о запланированном проведении следующих мероприятий: подготовка комплексного инвестиционного проекта туристско – рекреационного кластера, развитие системы туристской навигации в городе Енисейске, создание и сопровождение туристско-информационного сайта, организация туристско-рекреационных зон на территории города Енисейска, развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры, информационное обеспечение туризма и продвижение туристских возможностей и продуктов г. Енисейска и Енисейского района на мировом и внутреннем туристских рынках.

Также Минкультуры совместно с администрацией г. Енисейска разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на увеличение туристического потока в г. Енисейск и Енисейский район, создание туристской инфраструктуры, вовлечение объектов культурного наследия в оборот с учётом перспектив использования и содержания реставрируемых объектов. Данную работу планируется завершить в первом полугодии 2016 года. Разработанный комплекс мероприятий будет направлен в Счетную палату края.

Таким образом, предложения Счетной палаты края по результатам контрольного мероприятия реализованы.

Please publish modules in offcanvas position.