Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание краевых государственных учреждений социального обслуживания центров социальной помощи семье и детям

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на содержание краевых государственных учреждений социального обслуживания центров социальной помощи семье и детям».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.4 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год, предложение Губернатора Красноярского края (письмо от 14.08.2014 № 1-09983).

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство социальной политики Красноярского края, краевые государственные бюджетные учреждения социального обслуживания центры социальной помощи семье и детям.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: 01.09.2015 – 05.11.2015.

1.5. Проверяемый период: 2014 год.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Анализ нормативно-правовой базы выявил ряд недостатков нормативно-правового регулирования.

За период 2008-2014 годов численность лиц, получающих различные виды социальной помощи и состоящих на учете в органах социальной защиты населения, уменьшилась на 11,9%. При этом численность граждан, получивших государственные услуги в учреждениях социального обслуживания, увеличилась на 23,9% и сохраняется очередность граждан на помещение в краевые государственные учреждения социального обслуживания. Расходы на обеспечение деятельности системы социального обслуживания, увеличились в 1,8 раза.

При сокращении сети учреждений социального обслуживания населения на 30 ед. общая штатная численность работников учреждений сохранена и увеличена на 32,9 ед.

Анализ структуры управления в рассматриваемой сфере показал многочисленность служб, дублирование полномочий, отсутствие должного контроля, что не позволило построить эффективную систему деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В 2014 году по сравнению с 2012 годом уменьшилось количество предоставленных услуг центрами социальной помощи семье и детям на 153 070 ед., или на 12,4%. Общая численность потребителей государственных услуг уменьшилась на 1 367 чел.

Отмечается отрицательная тенденция уменьшения численности детей, переданных на воспитание в семьи граждан.

Центры социальной помощи семье и детям не переведены на условия аутсорсинга. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социальных услуг не организовано.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о необходимости усиления контроля за деятельностью центров социальной помощи семье и детям.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия

Положением о министерстве социальной политики Красноярского края предусмотрена задача по обеспечению реализации государственной социальной политики на всей территории края. В то время как Законом Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» определено, что министерства осуществляют нормативно правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления.

Сложившаяся система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, что приводит к неэффективности решений конкретных проблем в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Не реализуются цели и задачи формирования и использовании единого краевого банка данных, созданного в соответствии со статьей 23 Закона края о системе профилактики безнадзорности.

Учетные карты несовершеннолетних единого краевого банка данных оформляются формально и не соответствуют утвержденной форме. Учетные карты не информативны: не отражаются сведения о причинах нахождения несовершеннолетнего и семьи в социально-опасном положении, уровень образования детей, принятые меры по оказанию помощи семье.

Реализация отдельных мероприятий Региональной стратегии действий в интересах детей свидетельствует о том, что работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних неэффективна и между ведомствами не скоординирована.

Уставами центров социальной помощи семье и детям не предусмотрены цели и задачи деятельности – раннее выявление и учет случаев жестокого обращения с детьми, ранняя профилактика семейного неблагополучия. Семьи попадали в поле зрения специалистов центров тогда, когда уже находились в глубокой кризисной ситуации, порой изъятие ребенка из семьи становилось неизбежным.

Центры социальной помощи семье и детям не переведены на условия аутсорсинга, не привлекали сторонние организации на оказание услуг медицинского обслуживания, питания, стирки белья, охраны, транспортных и др.).

Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социальных услуг не организовано.

Также установлены нарушения по учету недвижимого имущества.

В ходе контрольного мероприятия установлены многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, а также установлены условия, позволяющие злоупотреблять должностным лицам своими обязанностями при распоряжении бюджетными средствами и недвижимым имуществом.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия внесено представление министру социальной политики Красноярского края (отражено 20 нарушений).

По состоянию на 21.12.2015[1] министерством социальной политики Красноярского края приняты меры по устранению всех нарушений. За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении законодательства о государственных закупках, в учете имущества, находящегося в оперативном управлении директора шести центров социальной помощи семье и детям и главный бухгалтер одного центра привлечены к дисциплинарной ответственности.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству Красноярского края предложено:

принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере;

организовать проведение оценки реализации первого этапа Стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года, утвержденной распоряжением Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 № 44-рг.

Министерству социальной политики Красноярского края предложено:

организовать работу по устранению выявленных нарушений и недостатков в министерстве социальной политики Красноярского края и в центрах социальной помощи семье и детям, провести работу с руководителями учреждений социального обслуживания по выявлению аналогичных нарушений, установленных в ходе контрольного мероприятия и принятию мер по их устранению и недопущению в дальнейшем;

организовать ведение и использование единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с целями и задачами, установленными постановлением Совета администрации Красноярского края от 30.04.2004 № 119-п «Об утверждении Порядка создания единого краевого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении»;

организовать контроль за выполнением мероприятий по улучшению качества работы, разработанных центрами социальной помощи семье и детям по результатам оценки качества оказания услуг;

организовать согласование с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по передаче учреждений социального обслуживания органам местного самоуправления, предусмотренных Планом мероприятий по развитию сети учреждений социального обслуживания семьи и детей на 2015-2018 годы.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

По состоянию на 28.12.2015[2] органы исполнительной власти Красноярского края сообщили следующее.

В целях устранения недостатков нормативно-правового регулирования в рассмотренной сфере принято постановление Правительства Красноярского края от 02.10.2015 №516-п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Красноярском крае по выявлению детского и семейного неблагополучия».

В настоящее время подготовлены и проходят процедуру согласования (планируется принять в I полугодии 2016 года) проекты постановлений Правительства Красноярского края:

- в части установления стандартов качества социальных услуг с одновременным признанием утратившим силу постановления Совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 № 247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения»;

- об утверждении Порядка формирования и использования государственной информационной системы «Единый краевой банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», который проходит процедуру согласования. Учтены замечания по форме учетной карточки, предусмотрена возможность каждого из субъектов системы профилактики самостоятельно вносить и исправлять свою информацию, получать необходимую информацию, формировать отчеты.

Также в целях актуализации состава координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы готовятся изменения в указ Губернатора Красноярского края от 26.11.2012 № 263-уг «О координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы».

Информация об итогах реализации первого этапа Стратегии в Красноярском крае представлена министерством образования края в информационно-методический центр по вопросам реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы письмом от 02.10.2015 № 75-10290.

Заседание координационного совета по вопросу подведения промежуточных итогов реализации в Красноярском крае стратегии планируется провести в январе 2016 года.

По всем фактам нарушений, выявленным в ходе контрольного мероприятия, министерством социальной политики Красноярского края с руководителями краевых и муниципальных учреждений социального обслуживания семей и детей 13.11.2015 проведено совещание.

Также в подведомственные учреждения направлено обзорное письмо, содержащее анализ нарушений законодательства в сфере закупок и требование о выявлении аналогичных нарушений, незамедлительном принятии мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

 


[1] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

 

[2] Информация о ходе устранения нарушений актуализируется по мере наступления срока исполнения либо по мере поступления в Счетную палату информации о принятых мерах

Please publish modules in offcanvas position.