Аудит эффективности развития и обеспечения конкурентоспособности мясо-молочной отрасли Красноярского края и анализ обеспечения продовольственной безопасности

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2014 год

1. Исходные данные о контрольном мероприятии

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Аудит эффективности развития и обеспечения конкурентоспособности мясо-молочной отрасли Красноярского края и анализ обеспечения продовольственной безопасности»

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.5.3 годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2014 год, предложение Законодательного Собрания Красноярского края от 11.10.2013 № 2470-и-ЗС.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края; Администрация Ужурского района, Администрация Шарыповского района, ЗАО «Искра» Ужурского района, ЗАО «Солгонское» Ужурского района, ООО «Трэнэкс» Шарыповского района, ЗАО «Светлолобовское» Новоселовского района.

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: 26.06.2014 – 28.11.2014.

1.5. Проверяемый период: 2013 год (в целях сопоставления могут быть использованы данные за период с 1980 по 2012 год).

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

2.1. Возможности влияния органов государственной власти Красноярского края на развитие и обеспечение конкурентоспособности мясо-молочной отрасли в регионе ограничены ввиду того, что сектор производства продукции животноводства края охватывает крупных и средних частных товаропроизводителей различных организационно-правовых форм собственности и мелкотоварные домашние хозяйства, осуществляющие свою деятельность в рыночных условиях.

Имеющиеся рычаги воздействия на животноводческую отрасль включают в основном меры нормативно-правового влияния регулирующего и ограничительного характера, а также, ограниченные возможностями бюджета, меры государственной поддержки, включающие различные формы субсидирования за счет средств краевого и федерального бюджета.

Реализуемые меры государственной поддержки субъектов АПК края не вполне эффективны. Так, несмотря на меры господдержки не достигнуто большинство показателей результативности и эффективность сельскохозяйственного производства. Отдельные получатели господдержки не только не улучшили свои производственно-финансовые результаты, но и вовсе прекратили деятельность, в том числе и по причине финансовой несостоятельности.

Объем господдержки из бюджетов всех уровней в 2013 году превысил объем чистой прибыли субъектов АПК края. Это свидетельствует о том, что господдержка являлась основным источником прибыли субъектов АПК и обеспечивала не только основную массу прибыли сельхозпредприятий, но и направлялась на покрытие убытков от производственно-финансовой деятельности. Отсутствие мер господдержки прогнозирует убыточность 188 прибыльных организаций, или 55% от общего их количества.

Рост эффективности сельскохозяйственного производства и сохранение конкурентных преимуществ невозможно обеспечить без инвестиций в модернизацию производства и внедрение современных технологий.

Действующее в крае законодательство в сфере АПК не ориентировано на поддержку инвестиционного процесса.

Закон Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» постоянно корректируется с точки зрения появления новых субъектов поддержки и изменения их форм.

2.2. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций характеризуются снижением поголовья скота и птицы, в том числе поголовья молочного стада, снижении продуктивности животных и расхода кормов, объемов производства основных видов продукции и как следствие, количества реализованной продукции. Производство продукции животноводства в сельхозпредприятиях было убыточным, за исключением молока, что связано с ростом убытков от реализации мяса крупного рогатого скота, уменьшением объема прибыли от реализации мяса свиней и получением убытков от реализации мяса птицы.

Низкая конкурентоспособность мясо-молочной отрасли обусловлена применением морально устаревших технологий производства, которое проявляется в неэффективном использовании ресурсов, а также низкой концентрацией производства. Почти половина объема производства продукции животноводства в крае приходится на домашние хозяйства населения с применением ручного труда, со слабой кормовой базой, низкой продуктивностью животных и носит мелкотоварный характер. Цены на приобретаемые сельхозорганизациями ресурсы растут быстрее по сравнению с ценами на реализуемую продукцию животноводства. Несмотря на увеличение заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, ее уровень ниже среднекраевого более чем в 2 раза.

Внутренний рынок края характеризуется зависимостью от ввоза продукции животноводства (доля ввоза мяса и мясопродуктов составляет 41,2%, молока и молокопродуктов – 19,9%), а также низким уровнем самообеспеченности края
по мясу и мясопродуктам.

2.3. В крае отсутствуют эффективные связи между производителями сырья и его переработчиками, налаженная система сбыта и продвижения сельскохозяйственной продукции краевых производителей на рынке края и других регионов, что препятствует местным производителям в реализации продукции, «входу» в крупные торговые сети, а также участию в конкурсных поставках товаров для государственных и муниципальных нужд. Кроме того сельхозтоваропроизводителями края недостаточно активно используются возможности современного маркетинга для продвижения продукции животноводства на краевом рынке продовольствия, позиционирования основных брендов Красноярского края на российском рынке.

2.4. В условиях импортозамещения продукции животноводства, поступавшей из-за рубежа в связи с объявленными санкциями на товары российского производства и встречными санкциями Российской Федерации, не разработаны меры по обеспечению стабилизации рынка продовольствия и превентивного наращивания собственных возможностей производства, что с другой стороны серьезно осложняется высокими процентными ставками по кредитам кредитных организаций, удорожанием импорта оборудования и технологий, а также снижением платежного спроса населения края.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе  контрольного мероприятия

Недостаточно сформирована нормативно-правовая база. Не приняты в крае документы стратегического характера в сфере развития торговой деятельности. Не задействованы возможности по созданию условий для развития аграрной отрасли, создания преимуществ для сбыта сельскохозяйственной продукции, произведённой в крае; наличии проблем в сфере контроля за реализацией инвестпроектов и взаимодействия министерств.

Отсутствовали расходные обязательства края на отдельные виды господдержки при утверждении и внесении изменений в Закон края о краевом бюджете (нарушение статей 65, 85 179 Бюджетного кодекса РФ), ДЦП «Развитие сельского хозяйства и продовольственной политики в Красноярском крае» утверждена с нарушение установленных сроков (нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ).

Реализация инвестиционного проекта «Строительство свиноводческого комплекса в Большемуртинском районе Красноярского края с цехом по первичной переработке свиней» (ЗАО «Свинокомплекс «Красноярский»), выполнение работ по строительству и капитальному ремонту (ООО «Усольское», ЗАО «Светлолобовское», ЗАО «Сибирь», ООО «Восход», ООО «Мана» осуществлялось с нарушением статей 48, 49, 51, 52, 55 Градостроительного кодекса РФ.

4. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

Правительству Красноярского края

разработать программу развития оптово-распределительных (логистических центров) сельскохозяйственной продукции на условиях государственно-частного партнерства.

Министерству сельского хозяйства Красноярского края

рассмотреть возможность расширения мер господдержки, стимулирующих инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства в крае, а также ориентированных на повышение продуктивности и качества животноводческой продукции;

обеспечить действенность ведомственного финансового контроля в целях недопущения нарушений при предоставлении и расходовании бюджетных средств;

устранить допущенные недостатки и нарушения (в том числе отраженные в акте по результатам контрольного мероприятия), выявленные в ходе контрольного мероприятия, и принять меры по недопущению их в дальнейшем.

Министерству промышленности и торговли Красноярского края

обеспечить выполнение возложенных полномочий и решение установленных задач по созданию на территории края условий для эффективного развития потребительского рынка сельскохозяйственной продукции;

разработать стратегический документ в сфере развития торговой деятельности в крае, включая краевую программу развития торговли.

5. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края

С целью развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка Правительством края при разработке Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года предусмотрен комплекс мероприятий по созданию сети оптовораспределительных центров и организации системы социального питания в крае. Для стимулирования создания товаропроводящей системы сельскохозяйственной и пищевой продукции, производимой в крае, в Закон Красноярского края от 21.02.2006 №17-4487 «О гусударственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края».

В статью 21 Закона края внесены изменения в часть определения даты начала строительства объектов животноводства и объектов овощеводства. ОАО «Племенной завод «Шуваевский» произведен возврат субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займами), полученным на цели развития подотрасли животноводства. В целях устранения нарушений и повышения эффективности использования средств краевого бюджета министерством принимаются меры по обеспечению действенного контроля при предоставлении и расходовании бюджетных средств.

Please publish modules in offcanvas position.