Проверка использования в 2014-2015 годах средств краевого бюджета на реализацию полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и обеспечению радиационной безопасности

Проверка проведена на основании годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год

1. Исходные данные о контрольном мероприятии.

1.1. Наименование контрольного мероприятия: «Проверка использования в 2014-2015 годах средств краевого бюджета на реализацию полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и обеспечению радиационной безопасности».

1.2. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4.2. годового плана работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год.

1.3. Объекты контрольного мероприятия: министерство здравоохранения Красноярского края (далее – Министерство здравоохранения), министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – Министерство природных ресурсов), министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее – Министерство строительства и ЖКХ), краевое государственное казенное учреждение «Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края» (далее - КГКУ «Центр ГО и ЧС»), краевое государственное казенное учреждение «Спасатель» (далее – КГКУ «Спасатель»), краевое государственное казенное учреждение «Противопожарная охрана Красноярского края» (далее – КГКУ «Противопожарная охрана»).

Далее по тексту словосочетание «Красноярский край» заменяется словом «край».

1.4. Период проведения контрольного мероприятия: с 12 января по 31 марта 2015 года.

1.5. Проверяемый период: 2014 и текущий период 2015 года.

2. Основные выводы по результатам контрольного мероприятия

1. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, а также обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательством краевого уровня для органов государственной власти края установлено 91 полномочие в проверяемых сферах, из которых 73 вменено Правительству края.

2. Часть полномочий Правительства края в сферах ЧС, ГО пожарной безопасности и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ) переданы органам местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов края, а также МЧС России (12 полномочий).

При этом по Соглашению с Госкорпорацией «Росатом» Правительством края дополнительно приняты инициативные обязательства, не отнесенные законодательством в сфере радиационной (экологической) безопасности
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Фактически не реализуются 4 полномочия: по установлению порядка организации и обеспечению осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера; по участию в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории края, по осуществлению подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения края от чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными авариями; не установлен Порядок и условия предоставления жилых помещений спасателям.

3. На краевом уровне отсутствует документ стратегического развития в сферах ГО, ЧС, пожарной безопасности организации деятельности АСФ. В государственные программы края «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения Красноярского края», утвержденную Постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 515-п (далее – государственная программа края «Защита от чрезвычайных ситуаций»), и «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», утвержденную Постановлением Правительства края от 30.09.2013 № 512-п (далее – государственная программа края «Охрана окружающей среды»), включены мероприятия, не отнесенные действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Системы государственного управления в проверяемых сферах деятельности сформированы в крае в соответствии с положениями федерального законодательства.

Основными недостатками систем государственного управления являются:

- недостаточная детализация вопросов взаимодействия ГУ МЧС России по краю и Правительства края по переданным друг-другу полномочиям и отсутствие контроля за реализацией ГУ МЧС России по краю переданных им полномочий Правительства края;

- не прозрачны зоны ответственности органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления края и ГУ МЧС России по краю по аналогичным полномочиям;

- не установлены нормативы (принципы) определения численности личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и иных служб, реализующих полномочия органов исполнительной власти
в проверяемых сферах деятельности;

- наличие большого числа недостатков нормативного правового регулирования, которые не дают полного представления об объеме и перспективах развития реализуемых полномочий для принятия соответствующих управленческих решений.

5. Организационно-штатные мероприятия в отношении Агентства по делам ГО и ЧС, Министерства строительства и ЖКХ привели к минимизации (нивелированию) основных функций государственно-административного управления в проверяемых сферах (нормативное правовое регулирование, контроль).

Численность существующего отраслевого отдела в Министерстве строительства и ЖКХ не подтверждает готовность к реализации нового полномочия Правительства края – по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

6. В 2014 году на реализацию полномочий Правительства края в проверяемых сферах из краевого бюджета профинансировано 829,3 млн рублей, в том числе 733,7 млн рублей по «отраслевым» разделам бюджетной классификации. Основной объем расходов составляет оплата труда с начислениями.

Начиная с 2012 года идет постепенное сокращение средств краевого бюджета на реализацию полномочий за счет исключения расходов капитального характера.

В виду отсутствия капитальных вложений растет износ зданий, техники, специального оборудования и инвентаря. Потребность в средствах на капительный ремонт зданий составляет 223,3 млн рублей.

Обеспеченность спасателей и пожарных положенным имуществом не достигает нормативного уровня. Для соблюдения утвержденных нормативов объем финансирования должен быть удвоен.

7. Полностью изношена автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО ГО), потребность в средствах для ее реконструкции в 17 раз превышает объем средств, утвержденных для этой цели на 2015 год. При таких темпах финансирования реконструкция АСЦО ГО или реализация пилотного проекта КСЭОН, старт которой дан Указом Президента РФ от 13.11.2012 № 1522, растянется более, чем на 15 лет.

Не приняты решения в отношении оптимизации средств и систем связи и централизованного оповещения с учетом новых направлений развития в отрасли телекоммуникаций и процесса  информатизации.

8. Требуется замена краевого Резерва ЧС по автомобильному бензину (80 тн.).

9. Результаты проверки свидетельствуют о необходимости новых подходов к управлению в проверяемых сферах.

3. Основные нарушения, выявленные в ходе  контрольного мероприятия

С нарушениями и недостатками в 2014 году использовано 37,8 млн рублей, в том числе:

с нарушением ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ – 5 694,5 тыс. рублей (полномочие на определение начальной (максимальной) цены контракта осуществляло агентство государственного заказа края);

неэффективное (безрезультатное) использование бюджетных средств – 269,0 тыс. рублей (выплаты работникам по судебным решениям – 191,0 тыс. рублей, хранение автомобильного бензина А-80 – 78,0 тыс. рублей);

неправомерные расходы – 5 842,5 тыс. рублей (выплата заработной платы 15 работникам, выполняющим функции ГУ МЧС России по краю);

прочие (с нарушением механизма реализации Подпрограммы) – 9 249,4 тыс. рублей (перечислены субсидии администрациям Большемуртинского и Сухобузимского районов);

инициативные расходы – 11 160,4 тыс. рублей (на приобретение медицинского оборудования для Клинической больницы № 51 ФМБА России в г. Железногорске и радиологического оборудования для ФГУП «ГХК»);

неправомерное отчуждение собственности (отсутствие наличия имущества краевого резерва материальных ресурсов в Туруханском районе) – 5 534,7 тыс. рублей.

4. Требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (согласно внесенным представлениям и предписаниям)

По результатам контрольного мероприятия предписания и представления  объектам контрольного мероприятия не направлялись. Отчет направлен в Прокуратуру края и ГУ МВД России по краю.

5. Информация о предложениях Счетной палаты Красноярского края

По результатам контрольного мероприятия Правительству края предложено:

разработать стратегию развития края в сферах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации деятельности аварийно-спасательных формирований, пожарной безопасности
на долгосрочный период. Определить новые подходы к управлению в указанных сферах деятельности;

пересмотреть условия Соглашения с Госкорпорацией «Росатом» и целесообразность реализации «социально-экологических» мероприятий, не предусмотренных федеральным законодательством, исключить инициативные расходы краевого бюджета;

определить Краевой отраслевой орган в сферах ГО, ЧС, пожарной безопасности и организации деятельности АСФ с учетом реализации нового полномочия по осуществлению регионального государственного надзора
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;

провести аудит нормативных правовых актов в сфере ЧС, ГО, пожарной безопасности и организации деятельности АСФ, устранить имеющиеся недостатки, отмеченные в отчете. В том числе разработать и внести на рассмотрение Законодательному Собранию края законопроект о внесении изменений в Закон края «О защите населения от ЧС» в части уточнения публичного обязательства по предоставлению жилых помещений спасателям;

принять меры по восполнению продовольствия, подлежащего хранению в краевом Резерве ЧС на территории Туруханского района, а также по освежению средств индивидуальной и медицинской защиты, с истекшими сроками хранения;

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства края предложено:

рассмотреть вопрос о возможности оптимизации структуры подведомственных учреждений;

принять меры по замене автомобильного бензина, находящегося в краевом Резерве ЧС, на бензин допустимой марки;

пересмотреть условия договоров хранения краевых резервов в части повышения ответственности за сохранностью краевого имущества, необходимого для жизнеобеспечения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организовать проведение КГКУ «Центр ГО и ЧС» инвентаризации оборудования АСЦО ГО, рассмотреть вопрос о возможности перевода централизованного оповещения на аутсорсинг ОАО «Ростелеком»;

Министерству природных ресурсов и экологии края предложено:

завершить процесс передачи оборудования для радиационного мониторинга от ГП КК «КНИИГИМС» в адрес КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды», обеспечив непрерывность радиационного мониторинга.

Направить информацию о выявленных факторах, способствующих совершению коррупционных действий, в Управление ФСБ России по Красноярскому краю.

6. Принятые решения и меры по устранению выявленных нарушений и реализации предложений Счетной палаты Красноярского края.

В настоящее время отчет по результатам контрольного мероприятия направлен Правительству края, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства края, министерству природных ресурсов и экологии края для принятия мер. По информации министерств  ими ведется подготовка ответов в адрес Счетной палаты края. Принимаемые меры по устранению нарушений находятся на контроле Счетной палаты края.

Please publish modules in offcanvas position.