Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка бюджета Березовского района в части доходов от использования имущества за 2011 год»

Контрольное мероприятие проведено на основании плана работы Счетной палаты Красноярского края.

Показатели социально-экономического развития района имеют как положительные, так и отрицательные тенденции. Экономика района характеризуется наличием достаточно диверсифицированной производственной сферы. Негативные тенденции отмечены за последние годы в сфере сельскохозяйственного производства: ликвидированы крупные сельскохозяйственные предприятия, снижены объемы сельскохозяйственного производства. Отмечается естественный и миграционный прирост населения (+321 человек), уровень прироста заработной платы превышает среднекраевой показатель (на 8,4 процентных пункта), уровень зарегистрированной безработицы в три раза ниже, чем в среднем по краю (0,7%).

По результатам проведенной комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по итогам 2008, 2009 и 2010 годов, Березовскому району присвоено соответственно 13, 18 и 6 место в рейтинге муниципальных районов края (из 44). Положительно повлияли на сводный рейтинг итоги деятельности в сферах «здравоохранение» и «жилищно-коммунальное хозяйство».
Правовая база по вопросам использования и распоряжения муниципальным имуществом в районе сформирована, однако проверкой установлена несогласованность норм отдельных муниципальных правовых актов и ряд нарушений норм федерального и регионального законодательства.

Комплексная программа социально-экономического развития Березовского района на 2010-2015, 2020 годы предусматривает как активную инвестиционную политику действующих на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов, так включает и новые проекты по экономическому развитию района. Утверждены критерии оценки мероприятий Программы на каждый год реализации в среднесрочном периоде, однако подготовка отчета о реализации мероприятий Программы по итогам года не предусмотрена, что не обеспечивает контроль и своевременное реагирование на изменяющиеся условия функционирования муниципального образования.
В сфере земельных и имущественных отношений Программа не содержит прогнозных показателей о влиянии решения поставленных задач на доходы местного бюджета, отсутствуют количественные показатели и критерии оценки эффективности реализации мероприятий, не отражены мероприятия по реализации задач, поставленных на федеральном уровне (включая последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения и сокращение объема имущества, находящегося в муниципальной собственности).
Прогноз социально-экономического развития района на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов не содержит параметров, характеризующих муниципальное имущество, на прогнозируемый период.

Бюджет района в 2011 году исполнен по доходам в сумме 716 156 тыс. руб., по расходам в сумме 713 542 тыс. руб. Положительно характеризует исполнение бюджета района уровень прироста объема налоговых и неналоговых доходов за период 2009-2011 годов – 37%. Отрицательное влияние на оценку качества управления финансами оказывает:
- ежегодное привлечение кредитов для покрытия всего объема расходов, осуществляемых из местного бюджета;
- низкий уровень исполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- нарушение условий соглашения, заключенного с министерством финансов Красноярского края об оздоровлении муниципальных финансов.

Установлено расходование средств бюджета района с нарушением действующего законодательства в сумме 491,4 тыс. руб. и расходование средств бюджета без достижения заданного результата в сумме 100,8 тыс. руб.
Доходы и соответственно расходы бюджета района характеризуются достаточно высоким уровнем зависимости от межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (за исключением субвенций на реализацию переданных государственных полномочий в 2011 году 39,2%).

Одним из факторов, способствующих решению проблем наполняемости доходов бюджета, является увеличение собственных доходов муниципального образования, в том числе от использования муниципального имущества. Между тем, распоряжение муниципальной собственностью Березовского района в проверяемый период оценивается как неэффективное:

  • учет муниципального имущества, включая земельные ресурсы, не обеспечил полную достоверность и информативность имеющихся данных. Допущен рост задолженности по арендной плате. Нарушались требования Федеральных законов № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», № 66-ФЗ«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Гражданского кодекса РФ.
  • при предоставлении имущества в аренду либо в собственность активно не использовались современные методы (аукционы), что приводит к потерям доходов местного бюджета, способствует повышению коррумпированности данной сферы.
  • отсутствие муниципального земельного контроля способствовало бесконтрольности в использовании земельных ресурсов, потерям доходов местного бюджета.
  • виды деятельности созданных в районе МУП, не соответствуют принципам, определенным в статье 8 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Многочисленные факты допускаемых МУП нарушений, несвоевременное перечисление платежей в бюджет, не представление информации в рамках настоящего контрольного мероприятия свидетельствуют о потере администрацией района управляемости над созданными на базе муниципального имущества предприятиями. Не устранена возможность утраты муниципального имущества (энергосетевой комплекс) стоимостью 73 млн. руб.

Значительный перечень нарушений, установленных в ходе настоящего контрольного мероприятия, отсутствие мероприятий в сфере противодействия коррупции свидетельствуют об упущениях в контроле за выполнением полномочий ответственными (должностными) лицами администрации района, недостаточно контролируемой системе управления процессами в сфере имущественных и земельных отношений. Превышение Управлением в процессе распоряжения имущественными и земельными ресурсами собственных полномочий расценивается как коррупциогенный фактор.

В виду того, что в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» жилищный фонд своевременно не был передан в ведение поселений, до настоящего времени управление вопросами жилищно-коммунальной сферы осуществляется на уровне муниципального района.  Ранее действовавшая схема управления жилищно-коммунальной сферой с существованием муниципального учреждения, в обязанности которого входило принятие расходных обязательств по получению и предоставлению коммунальных услуг, привела к необходимости отвлечения средств бюджета на погашение задолженности перед поставщиками услуг (38 млн. руб.).

В результате непринятия организациями, управляющими жилищным фондом, мер по соблюдению законодательства при установлении тарифов на коммунальные услуги (отсутствие тарифов, не своевременное принятие тарифов), погашению задолженности потребителями услуг (населением), увеличивается задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, снижены объемы потребности в средствах на реализацию решений (компенсацию выпадающих доходов), связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Отчет по результатам контрольного мероприятия рассмотрен на заседании комитета Законодательного Собрания Красноярского края по бюджету и налоговой политики.

Please publish modules in offcanvas position.