Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов – средств, направленных из краевого бюджета бюджету муниципального образования Емельяновский ...

Контрольное мероприятие проведено на основании плана работы Счетной палаты Красноярского края.

В соответствии с планом работы Счетной палаты Красноярского края на 2013 год проведена проверка бюджета муниципального образования Емельяновский район.

При анализе социально-экономического состояния, отмечено, что в экономическом развитии явно прослеживается ухудшение позиций района. При наличии значительных возможностей по развитию, связанных с местоположением муниципального образования, району удается сохранять позиции по сравнению с другими муниципальными районами края только по половине учитываемых показателей социально-экономического развития.

В районе принята концепция развития до 2020 года. Однако Программой в плане экономического развития на предстоящий период предусмотрены к реализации только два инвестиционных проекта на уже действующих предприятиях. Фактически программа является отражением расходования средств, поступающих из вышестоящего бюджета.

Доходы и соответственно расходы бюджета района характеризуются высокой зависимостью от объема межбюджетных трансфертов (64%). В 2012 году объем средств, предоставленных району в виде субсидий, по сравнению с 2011 годом увеличился более чем в 2 раза. При этом район не справился с их освоением (не освоено 33%).

В преддверии перехода к формированию бюджета на основе муниципальных программ только 0,3% расходов бюджета осуществлялось в рамках районных долгосрочных целевых программ.

При оценке эффективности расходования средств местного бюджета отмечено, что штатная численность работников органов местного самоуправления почти в два раза превысила установленную на уровне края. Однако орган внешнего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не создан.

Перечень установленных в ходе контрольного мероприятия нарушений широк.

Ряд муниципальных правовых актов не соответствует федеральному и региональному законодательству. Требуется принятие актов регламентирующих бюджетный процесс и вопросы использования муниципального имущества.
Неэффективные расходы составили более 8 млн. руб. Прежде всего, это неиспользование приобретенного за счет средств краевого бюджета имущества.

Типичными для района являются нарушения связанные с не проведением конкурсных процедур, несоблюдением законодательства при составлении договоров и контрактов, проведении контроля за исполнением подрядных работ.

Проверкой установлено наличие не выполненных, но оплаченных работ, не поставленных товаров на сумму 539,6 тыс. руб.

Объем и количество нарушений, допущенных при расходовании средств. свидетельствуют о низком уровне реализации полномочий органами местного самоуправления района.

Одним из приоритетных вопросов при проведении проверок бюджетов муниципальных образований, особенно в условиях недостаточности средств на реализацию полномочий местного уровня, является вопрос роста собственных доходов местных бюджетов. И, конечно, за счет использования муниципального имущества и земельных ресурсов.

В данной сфере установлены такие нарушения как:
недостоверность реестров учета имущества;
отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество;
отсутствие контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

К потерям доходов районного бюджета приводят низкие ставки арендной платы и отсутствие контроля (потери 28 млн. руб.).

Наиболее востребованным ресурсом и основным источником собственных доходов в районе является земля.

На конец 2012 года (согласно учтенным данным) в аренду передано 18 тыс. га земель района. За период 2010-2012 годов площадь переданных в аренду земельных участков удвоилась.

При этом размер задолженности по арендной плате превышает годовые начисления и ежегодно прирастает. На конец 2012 года задолженность составила 60 млн. руб., меры по взысканию которых явно недостаточны.

Счетной палатой проведена документальная проверка, а также выборочный осмотр отдельных земельных участков в трех поселениях района и установлены серьезные нарушения.

При проверке использования земель в Солонцовском сельсовете, установлено, что:
1. В нарушение Земельного кодекса на 6 земельных участках осуществлялось использование земель не в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
2. 5 участков используются без наличия правовых оснований.
3. В нарушение Градостроительного кодекса РФ на 2 земельных участках строительство осуществлялось без получения разрешения.
4. Установлен ориентировочный минимальный годовой ущерб, нанесенный местному бюджету только по 9 земельным участкам в связи с неуплатой арендной платы или земельного налога в размере 9 554,4 тыс. руб.

Установлены нарушения и недостатки при предоставлении земель сельскохозяйственного назначения крестьянским (фермерским) хозяйствам. Осмотры участков показали неосуществление сельскохозяйственной деятельности, возможность дальнейшего изъятия участков из сельскохозяйственного оборота.

Нарушения в действиях администрации района отмечены при предоставлении в собственность ЗАО Племенной завод «Соболевский» земельных участков площадью 1,9 тыс. га: не предприняты меры по обжалованию решения Арбитражного суда о предоставлении участка, из состава земель не выделены участки государственного лесного фонда. Фактически переданы все земли расположенные вокруг с. Еловое. Проверка показала, что в настоящее время племзавод сельскохозяйственную деятельность не осуществляет, земли заросли и согласно объявлениям в местной газете предлагаются для жилищного строительства, размещения огородов. Потери доходов местного бюджета оценены в 2 млрд. руб.

Продажа земельного участка приостановлена в июле текущего года, однако требуется принятие дальнейших шагов по разрешению данной проблемы.

По итогам контрольного мероприятия можно констатировать, что и в настоящее время, и в Комплексной программе развития района до 2020 года не прослеживается социально-экономическое развитие территории.

В ближайшей перспективе существенного увеличения доходов бюджета района за счет имеющихся внутренних резервов не произойдет. В качестве источников дополнительных доходов местного бюджета не рассматриваются муниципальная собственность и земельные ресурсы.

Деятельность органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью и особенно земельными ресурсами оценена как неэффективная. При этом бюджету муниципального образования нанесен ущерб.

Значительный перечень нарушений, коррупционные риски, отмеченные при распоряжении земельными ресурсами, свидетельствуют о недостаточно контролируемой системе управления.

Please publish modules in offcanvas position.