Коллегия Счетной палаты Красноярского края под председательством Дмитрия Воропаева рассмотрела результаты внешней проверки годового отчета об исполнении краевого бюджета.
В своем докладе аудитор Анастасия Мельниченко отметила, что отчетный год стал годом восстановления экономики после мирового финансового кризиса 2020 года, вызванного ограничениями, направленными на борьбу с пандемией. В Красноярском крае данному процессу, учитывая специализацию региона на экспортно-ориентированных отраслях экономики, в немалой степени способствовал значительный рост мировых цен на сырьевые товары, а также ослабление курса национальной валюты. Главным отрицательным фактором, повлиявшим на социально-экономическое развитие края, стал рекордный за шесть лет рост инфляции – 9%.
Финансовый результат по итогам исполнения бюджета оправдал самые оптимистичные ожидания. По итогам 2021 года краевой бюджет исполнен с профицитом в 87 млрд. рублей. Доходы составили 396 млрд. рублей, расходы исполнены в сумме 309 млрд. рублей.
На реализацию государственных программ края направлено 98% от общего объема расходов. Счетной палатой края указывается, что, как и в прошлом году, значительная доля перевыполненных и недостигнутых показателей (56,6%) при высоком уровне исполнения расходов на реализацию государственных программ свидетельствует о некачественном планировании и формальном подходе к установлению результатов от их реализации.
На финансирование мероприятий региональных проектов направлено 26 млрд. рублей. В структуре источников финансирования региональных проектов, доля средств федерального бюджета сократилась с 57 до 48%. Счетная палата края обращает внимание на то, что по-прежнему в качестве одной из причин недостижения показателей и результатов при реализации региональных проектов указывается некорректное установление федеральными органами плановых значений и высокая зависимость от внешних факторов. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации, в целях увеличения объема финансовой поддержки и уточнения итоговых конечных результатов с учетом специфики региона.
В 2021 году объем финансирования Перечня строек и объектов по сравнению с 2020 годом был увеличен более чем на треть. При этом процент исполнения расходов стал самым низким за последние три года. Также наблюдается рост общего количества объектов незавершенного строительства и расходов на их реализацию. Счетной палатой края уже неоднократно отмечалось, что в крае не сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы инвентаризации, распоряжения и списания объектов незавершенного строительства, в том числе с учетом новелл, разработанных на федеральном уровне.
Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставленных в отчетном году из бюджета края, увеличился по сравнению с 2020 годом и составил 112 млрд. рублей. Рост количества субвенций свидетельствует об увеличении административной нагрузки на органы местного самоуправления в части выполнения ими делегированных полномочий.
По итогам проведения внешней проверки годового отчета Счетной палатой края отмечается, что представленный документ сформирован с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок его составления и представления. Однако, несмотря на существенное сокращения количества нарушений и недостатков, допущенных главными администраторами при составлении годовой бюджетной отчетности за 2021 год, число администраторов, допустивших нарушения повторно, увеличилось.
По результатам проверки годового отчета об исполнении краевого бюджета Счетной палатой края сформулированы предложения Правительству края, министерству финансов края, главным администраторам бюджетных средств.
В обсуждении вопроса приняли участие первый заместитель министра финансов края Ольга Собещанская, первый заместитель министра экономики и регионального развития края Михаил Бершадский.