На заседании комитета по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания края рассмотрены результаты контрольного мероприятия Счетной палаты Красноярского края «Проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, направленных на ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них».
В собственности Красноярского края находятся 1026 региональных и межмуниципальных дорог протяженностью 14 тысяч километров. На начало текущего года нормативным требованиям не соответствовали и нуждались в ремонте более 25% региональных трасс. Наихудшее их состояние зафиксировано в Рыбинском, Богучанском, Кежемском и Партизанском районах.
Региональные и межмуниципальные дороги закреплены за КГКУ «КрУДор» на праве оперативного управления.
В 2023-2024 годах за счет средств дорожного фонда края на ремонт и капитальный ремонт региональных дорог и искусственных сооружений на них направлено 9,2 млрд рублей. Отремонтировано 420 км – это 100 участков на 66 дорогах.
При этом для поддержания региональных трасс в нормативном состоянии необходимо ежегодно ремонтировать не менее 450 км дорог, то есть практически в два раза больше, чем предусмотрено текущим уровнем финансирования.
Также производился ремонт 22 искусственных сооружений. Подрядными организациями не выполнены обязательства по ремонту 3 мостов.
На региональных дорогах расположено 286 мостов в неудовлетворительном состоянии, из которых 20 – аварийные, что свидетельствует о значительном недостатке средств на их ремонт.
В ходе проверки установлены многочисленные нарушения и недостатки.
Счетная палата края отмечает, что комплексный подход при выборе объектов для ремонта отсутствует, в результате чего ремонт отдельных участков зачастую не приводит к улучшению нормативного состояния всей дороги.
Отсутствие «прозрачных» механизмов распределения бюджетных средств в рассматриваемой сфере, практика формирования КГКУ «КрУДор» лотов с признаками нарушения антимонопольного законодательства и передачи подрядчиками работ по ремонту дорог на субподряд с получением экономически необоснованных доходов свидетельствуют о коррупционных рисках в отрасли.
При осмотре 39 дорог и мостов выявлены недостатки ремонтных работ в 87% случаев.
Установлены факты неэффективного использования средств краевого бюджета, признаки нарушения подрядчиками природоохранного законодательства.
Отсутствуют технические паспорта на региональные дороги, не проводится автоматизированный мониторинг соблюдения межремонтных сроков, что не позволяет сделать вывод о своевременности ремонтных работ в соответствии с требованиями стандартов.
По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформулированы предложения Правительству края, министерству транспорта края, КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю».
Материалы проверки направлены в прокуратуру края и в Управление Федеральной антимонопольной службы по краю.
