Счетная палата Красноярского края проанализировала эффективность мер, направленных на развитие сельских территорий региона

На заседании комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания края рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Красноярского края «Оценка эффективности мер, направленных на повышение качества жизни сельского населения и уровня развития сельских территорий Красноярского края».

В своем докладе аудитор Дмитрий Лукашевский отметил, что устойчивое развитие сельских территорий отнесено к основным направлениям государственной аграрной политики. При этом в Красноярском крае отсутствует комплексная программа развития сельских территорий, отражающая сведения обо всех мероприятиях отраслевых государственных программ края, обеспечивающая синхронность действий региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления по развитию сельских территорий. О необходимости разработки такой программы неоднократно указывалось Счетной палатой края.

Отдельные мероприятия, в том числе, направленные на повышение благосостояния сельских жителей, улучшение качества их жизни, реализуются в рамках 17-ти государственных программ края. Однако действия органов государственной власти и местного самоуправления не скоординированы, что существенно снижает эффективность реализации государственной политики в этой сфере.

В 2019-2020 годах на развитие сельских территорий из краевого и федерального бюджетов выделено 15,2 млрд. рублей. Отмечается ежегодный рост бюджетных средств, направляемых на реализацию указанных мероприятий. Кроме того, на эти цели направлялись средства сельхозтоваропроизводителей в рамках исполнения Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемых органами местного самоуправления края с субъектами АПК – получателями господдержки.

Счетная палата края отмечает, что увеличение бюджетных расходов, направляемых на развитие сельских территорий, а также инвестиции субъектов АПК в эту сферу, не обеспечивают покрытие полной потребности муниципальных образований для обеспечения качественной жизни населения в сельской местности. При этом сама потребность, в том числе на строительство, реконструкцию, ремонт и обновление материальной базы различных объектов инфраструктуры и благоустройства, до конца не сформирована, инвентаризация данных объектов органами власти проведена частично.

В целом реализация в анализируемом периоде органами исполнительной власти края и местного самоуправления различных мероприятий в сельской местности не оказала существенного влияния на развитие сельских территорий и качество жизни сельского населения. Сельские территории края по-прежнему характеризуются более низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению с городскими, отрицательная динамика численности сельского населения в анализируемом периоде сохранилась. Реализуемые в крае мероприятия преимущественно направлены на частичное решение накопленных ранее проблем сельских территорий.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформулированы предложения Правительству края, министерству сельского хозяйства и торговли края, а также управлению территориальной политики Губернатора края.