Счетная палата Красноярского края проверила организацию пригородных железнодорожных перевозок

На заседании комитета по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания края рассмотрены результаты контрольного мероприятия Счетной палаты Красноярского края «Проверка деятельности по организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, включая оценку эффективности деятельности по формированию программы перевозок и расходования субсидии юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов, сборов и платы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы».

В своем докладе аудитор Яна Бельская отметила, что стратегическими документами Российской Федерации пригородные железнодорожные перевозки пассажиров признаны стабильно убыточным видом деятельности.

В Красноярском крае в 2005 году создано АО «Краспригород», учредителями которого являются акционерное общество «Российские железные дороги» и государственное предприятие края «Центр транспортной логистики».

Министерством транспорта края осуществляется организация транспортного обслуживания населения, а также предоставляются две субсидии АО «Краспригород» в связи с регулированием тарифов и в связи с перевозкой граждан-получателей мер социальной поддержки.

В 2022 году на осуществление пригородных железнодорожных перевозок из краевого бюджета в виде субсидии направлено 610 млн рублей, перевезено 5,5 млн пассажиров. Рост пассажиропотока обеспечивается в основном за счет увеличения пользователей городской электрички в г. Красноярске, однако, данный проект за 10 лет был реализован частично.

В ходе проверки Счетной палатой края выявлены нарушения и недостатки нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств. Установлено, что министерством транспорта края не проводится анализ пассажиропотока, вагонокилометровой работы, населенности пригородных поездов по маршрутам.

По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Красноярского края сформулированы предложения Правительству края, министерству транспорта края.