Счетная палата Красноярского края продолжает держать на контроле вопросы эффективного управления государственной собственностью

Счетной палатой Российской Федерации опубликован первый в этом году номер Бюллетеня, темой которого стало управление государственным имуществом, в частности, вопросы учета федерального имущества и администрирования доходов от его использования.

Представляя опыт регионов, председатель Счетной палаты Красноярского края Дмитрий Воропаев отметил, что вопросы эффективного управления государственной собственностью сохраняют актуальность как на федеральном, так и на региональном уровне.

В Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах в отчете Счетной палаты Российской Федерации отражен ряд системных проблем, оказывающих влияние на эффективность управления федеральным имуществом и требующих решения. Эти проблемы нашли свое подтверждение и в результатах проверки, проведенной в 2021 году Счетной палатой Красноярского края в отношении имущества, находящегося в казне края.

Проверка выявила факты неполного отражения в реестре государственной собственности края сведений о количестве, балансовой и остаточной стоимостях, операциях о движении имущества краевой казны, а также их расхождения с данными бюджетного учета, чаще всего по причине несоблюдения правил ведения реестра.

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что на федеральном уровне приоритетным видом управления имуществом является его передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, что не способствует увеличению доходов федерального бюджета.

В Красноярском крае тенденция аналогична: в структуре государственной собственности края более 93% в стоимостном выражении составляет имущество, находящееся в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

По результатам проверки Счетная палата Красноярского края отмечает, что увеличение доходов бюджета за счет эффективного управления путем максимального вовлечения имущества в хозяйственный оборот осложняется его ненадлежащим состоянием и высоким износом.

Кроме того, отсутствие раздельного учета имущества краевой казны и имущества, включенного в нее в целях дальнейшего перераспределения, не позволяет определить исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну Красноярского края. В свою очередь, это препятствует принятию эффективных управленческих решений по распоряжению имуществом.

Имущество, длительное время находящееся в казне и не обремененное правами третьих лиц, оценивается нами как следствие неэффективного управления. Кроме того, отсутствие финансового обеспечения функций по текущему содержанию такого имущества влечет за собой взыскание в судебном порядке государственной пошлины, штрафов и пеней, являющихся дополнительными и неэффективными расходами краевого бюджета.

Отдельного внимания требуют бюджетные расходы в отношении имущества, арендуемого органами государственной власти, государственными учреждениями и унитарными предприятиями края, при наличии в казне неиспользуемого имущества.

В целях реализации предложений Счетной палаты Красноярского края в течение 2022 года органами исполнительной власти региона проводилась системная работа по инвентаризации имущества казны, а также по приведению реестра государственной собственности в соответствие требованиям, установленным краевым законодательством.

Отдельно отмечу, что в результате конструктивного взаимодействия с органами исполнительной власти Счетной палате Красноярского края предоставлен доступ в электронному реестру краевого имущества еще до принятия в июле 2021 года федерального закона, предусматривающего предоставление контрольно-счетным органам постоянного доступа к государственным информационным системам. Это позволило, с одной стороны, облегчить проведение контрольного мероприятия, с другой – осуществлять постоянный мониторинг за реализацией предложений, сформулированных по итогам проверки.

В целом с учетом широко представленного государственного сектора экономики нашего региона совершенствование механизмов управления имуществом является одной из приоритетных задач в деятельности Счетной палаты Красноярского края. Решение этой задачи предусматривается в плане работы на 2023 год в отношении государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.